Редактор православного журнала настроен более критично, чем богослов-католик в оценке религиозности России
В Новосибирске состоялась презентация книги итальянского философа и богослова Луиджи Джуссани «Зачем Церковь». Как признались организаторы презентации, автор сам хотел приехать в Новосибирск, но не смог. Не так давно Луиджи Джуссани умер.
Его книгу теперь представляют его преемники: доктор богословия, профессор римского Папского университета Паоло Пецци, лично знавший Луиджи Джуссани, директор московского центра «Духовная библиотека» Жан Франсуа Тири и профессор МГИМО, главный редактор православного журнала «Фома» Владимир Легойда.
На самом деле, «Зачем Церковь» последняя часть трилогии Луиджи Джуссани, в которую входят еще две книги: «Религиозные чувства» и «Христианство как вызов». Эти книги уже издавались в России. По словам Жана Тири, за последние годы центр, которым он руководит, выпустил более 100 религиозных книг на русском языке.
Трилогия Джуссани не богословские труды. Это литература для широкого круга читателей. Взяться за перо итальянского писателя заставило печальное наблюдение: у молодежи нет знаний о христианстве, им это не интересно и практически чуждо. Между тем, Луиджи Джуссани считал христианскую церковь не просто религией, культурным или социальным феноменом, а особой жизненной реальностью, самой жизнью. Как может быть чуждой и неинтересной сама жизнь?!
Свою карьеру Луиджи Джуссани начинал в Высшей духовной семинарии, мог со временем получить высокий сан. Но он бросил научную работу в семинарии и пошел в школу преподавать историю религии и основы христианской культуры.
«Религия не единственная идентичность человека, пишет Джуссани. Но это его предельная идентичность. Перед лицом вечности не очень важно, каким человек был профессионалом, хорошим ли руководителем, словом, какую социальную маску он носил. Важно, каким он был христианином: делал ли добро ближним, соблюдал ли заповеди, молился ли Главное отличие человека от животного в том, что у человека есть религиозная потребность».
На вопрос «зачем Церковь?» в книге есть несколько ответов, на первый взгляд, противоречивых. Церковь нужна для того, что человек не был один, чтобы он был с Богом. Вот главная мысль автора. В одной из глав Луиджи Джуссани утверждает, что не знает, зачем Церковь. Ведь это не министерство, которое создается с какой-либо целью. Церковь она просто есть, потому что ее не может не быть. Иначе для чего две тысячи лет назад Иисус пришел на землю? «Мое бытие случайно, а бытие Бога нет. Для человека традиционной культуры Бог это то, что определяет всю его жизнь».
Существование Бога Луижди Джуссани доказывает одним простым фактом: любая религия это реальный опыт. Все религии, не основанные на опыте, живут недолго. Взять, например, Толстого, который хотел создать религию, не основанную на опыте. Где сегодня толстовцы? То же самое можно сказать о современных религиозных сектах. А христианству две тысячи лет и, несмотря на гонения, имевшие место в разное время в разных странах, оно существует.
Паоло Пецци отметил, что в связи с последним фактом Луиджи Джуссани особенно восхищался Россией: «Сегодня сложно говорить о религиозной принадлежности страны, поскольку в каждой стране есть представители разных религий. Но в России очень четко прослеживаются христианские корни. У вас они сохранились лучше, чем у кого бы то ни было, несмотря на семьдесят с лишним лет безбожия, когда коммунисты разрушали церкви и убивали священников. Русская православная соборность вот что нравилось отцу Луиджи в России».
Владимир Легойда смотрит на вещи несколько более критично: «Восемьдесят процентов россиян, действительно, идентифицируют себя как православные христиане. Но наш народ сейчас похож на человека, который в храм зашел, а что дальше делать не знает».
Собственно, вся деятельность центра «Духовная библиотека» направлена на то, чтобы помочь узнать, что же делать в Церкви, зачем она.
На реплики по поводу «экспансии Ватикана» католики возразили. «Когда со мной рядом нет моего брата, мне плохо, говорит Жан Франсуа Тири. Христиане и католики братья. Ведь основой нашей общей религии послужило одно и то же событие, произошедшее две тысячи лет назад. Мы не собираемся менять религиозные традиции или предлагать православным сделать это. Но различия в способах религиозных отправлений не повод для вражды между христианами и католиками».