Фестиваль авторской песни «АкБард» стал приобретать отчетливый детский оттенок
Впервые фестиваль авторской песни «АкБард» прошел под Академгородком семь лет назад, в 1999. Тогда его организатором был клуб самодеятельной песни НГУ и «средний возраст« участников отчетливо приближался к студенческому. С тех пор все они повзрослели, обзавелись семьями и детьми, но, несмотря на это, не оставили песню. И неотъемлемой частью фестиваля наравне с привычными гитарами, кострами и палатками стали детские коляски. Только на костре оргкомитета детей было пять. Самая старшая семилетняя Сашенька, ровесница фестиваля, родившаяся через неделю после «АкБарда-99». Самая маленькая пятимесячная Марья Ивановна Новгородова. Ходить и петь она еще, понятно, не умеет, но участие в концертах уже приняла составляла компанию поющим родителям.
И программа «АкБарда» тоже начала приобретать отчетливый детский оттенок: на фестивале «самозародилась» детская площадка вторая сцена, работу которой в течение двух дней обеспечивали сами дети, клуб «Фрегат» из наукограда Кольцово.
Ребята уже несколько лет принимают участие в детских фестивалях авторской песни и славятся своим умением сочинять бардовские «капустники» (у каэспэшников это традиционно называется «Чайхана»). Поэтому художественный руководитель «АкБарда» Антон Ивания предложил «фрегатикам» заняться организацией ночной развлекательной программы. Но они с таким энтузиазмом взялись за работу, что малая сцена превратилась в полнофункциональную площадку, работающую с утра и до середины ночи: концерты, детские мастерские, игровые программы, «бардовские игрища», концерт пиратской песни
Ребята работали буквально на износ, но с огромным удовольствием. И руководитель клуба «Фрегат» Ольга Миронова считает, что полученный опыт организационный очень пригодится ребятам в дальнейшей жизни.
Им интересно почувствовать себя взрослыми людьми, организаторами, самостоятельными, деловыми, чтобы люди на них положились, доверили выполнить какое-то дело. И они с удовольствием его выполняют.
Одним из центральных событий малой сцены стал детско-молодежный конкурс. Он проходил на фестивале впервые и был не очень многолюден жюри, работавшее под руководством томича Вадима Кускова, выпустило на сцену всего 16 номеров. В следующем году, видимо, конкурсантов будет куда больше, тем более что призы оказались недетски солидными. Так, обладательница Гран-при Юля Мошкина получила в подарок гитару. А самому маленькому участнику Леше Сибиркину достался огромный медведь и метроном «на вырост», для дальнейших успехов в занятиях музыкой.
Лучшим исполнителем была признана Наташа Бобылева, автором Настя Савенко, а «хозяева поля», клуб «Фрегат», все-таки сумевший ненадолго оторваться от организационных хлопот и поучаствовать в конкурсе, стал лучшим в номинации «Ансамбли».
Дети пели о любви и одиночестве, о контрабандистах и забытых чувствах, полностью опровергая тезис о том, что «молодежь пошла не та». Вадим Кусков, самый известный в Сибири автор детских бардовских песен, много лет работающий с поющими детьми (как на взрослых, так и на детских фестивалях), считает, что во все времена молодежь одинакова.
Проводить детские мастерские, прослушивания и конкурсы я стал не по своей воле, сообщил он корреспонденту «ВН» в беседе у костра. Мне стали предлагать этим заняться организаторы разных фестивалей потому что слышали от меня детские песни и сочли, что я тяготею к работе с детьми. И я действительно нашел в этом огромное удовольствие. Дети непрерывно занимаются освоением мира, делают открытия, и это захватывает. Они всегда играли во взрослых, это им всегда было интересно. Когда говорят: «Ах, какая сейчас ужасная молодежь», мне становится смешно. Это все сказки из серии «какая раньше была вкусная колбаса и какие жирные воробьи». То, что они поют сейчас, это смесь романтики и игры. Это всегда так было. На самом деле между «детской» и «взрослой» песней нельзя провести четких границ. Все мое отношение к детской песне строится на воспоминаниях из детства: я помню, что у меня тогда было ощущение, что взрослые забрали себе все самые лучшие песни, а нам подсовывают всякую туфту. И когда я стал постарше, это ощущение обделенности сохранилось. Я пишу песни на те стихи, которые приводят меня в восторг, и часто они оказываются интересными детям. Один из моих любимых авторов Тим Собакин, у меня много песен на его стихи. Недавно открыл для себя потрясающую поэтессу Ренату Муху А авторов, которые считаются классикой детской литературы, мне было скучно читать.
«Нам, взрослым, настоящая жизнь, а вы как следует запомните, что перед едой надо мыть руки?»
Вот в этой формулировке все и зарыто. На самом деле границ между взрослой и детской песней нет, она условна. Например, у меня есть одна песенка очень страшная история про паучка, который свалился со стенки. После того, как я спел ее в одной компании, мне сказали: «О, это песня про Россию!». Ее тут же превратили во взрослую песню. И такие превращения случаются постоянно. Потому что очень часто талантливые поэты в детской иносказательной форме высказывают то, что слишком скучно, или неинтересно, или не получается говорить напрямую.
Региональный фестиваль авторской песни «АкБард» проходит под Новосибирском ежегодно в последние выходные мая и собирает на берегу Обского моря около полутора тысяч авторов, исполнителей и слушателей со всего Зауралья.
На фестиваль не приглашаются «звезды» жанра, раскрученные еще пластинками фирмы «Мелодия». Оргкомитет делает ставку на «завтрашних классиков» молодых, получивших известность в своих регионах, но неизвестных в Сибири авторов. В этом году новыми именами фестиваля стали Ольга Макеева (Санкт-Петербург), Виталий Кульбакин (Нижний Новгород), Сергей Труханов (Москва), Игорь и Марина Саркисовы (Москва).
Фестиваль проходил под патронажем областного комитета по культуре, заключительный концерт состоялся в Большом зале филармонии.