Выживайте как можете?

Замена льгот деньгами так и не позволила выполнить главную задачу реформы — сделать общественный транспорт безубыточным. Несмотря на это, правительство решило сократить финансовую поддержку общественного транспорта.

Правительство решило сократить финансовую поддержку общественного транспорта

Реформирование системы проезда на транспорте для льготников не везде проходит гладко. Замена натуральных льгот на транспорте коснулась 23 миллионов федеральных и региональных льготников. Однако около 8 миллионов человек сохранили льготы, а более 3 миллионов одновременно и пользуются льготами, и получают денежную компенсацию за проезд на транспорте. В текущем году натуральные льготы сохранили только семь регионов: Республика Ингушетия, Воронежская, Калининградская, Омская области, Москва, Эвенкийский и Агинский Бурятский автономные округа.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Как сообщает правительственная «Российская газета», 15 мая на селекторном совещании вице-премьер Александр Жуков и министр транспорта Игорь Левитин, «прослушав отчеты регионов по обеспечению транспортными услугами льготников, пришли к неутешительному выводу: замена льгот деньгами так и не позволила выполнить главную задачу реформы — сделать общественный транспорт безубыточным».

Несмотря на это, представители регионов услышали от членов правительства очень неприятное известие: в текущем году регионы недосчитаются 4 миллиардов рублей федеральных денег, выделенных на выравнивание доступа к транспортным услугам. «В центре считают, что период адаптации к реформе замены льгот деньгами близится к концу, соответственно, и источник финансирования в федеральном бюджете иссякает, — пишет «РГ«. — А в следующем году федеральный бюджет вообще может отказать регионам в подобной помощи».

Логику правительства понять несложно. «По итогам 2005 года доля средств федерального бюджета в общем объеме субсидий, предоставленных транспортным предприятиям, достигла 25 процентов. Одновременно доля региональных бюджетов в прошлом году по сравнению с 2004-м сократилась с 64 до 50 процентов, — напоминает «РГ». Видимо, поэтому Левитин и собрал совещание, чтобы еще раз напомнить региональным властям, что теперь им надо планировать бюджет общественного транспорта, опираясь только на собственные силы.

А мы напомним своим читателям, что во время пребывания Игоря Левитина в Новосибирске в прошлом году он заявил, что выделенные в 2004 году около 40 миллиардов рублей субъектам Федерации на дотации общественному транспорту будут обязательно сохранены и в 2005 году. Сохранили. А вот теперь регионам эту сумму урезают, с перспективой вообще прекратить поддержку.

Интересно, что в тот же день Конституционный суд РФ подтвердил конституционность нормы закона о льготных выплатах, запрещающей сокращать действовавшие ранее льготы и выплаты. При этом КС указал, что если у местных властей не хватает средств на поддержание прежних льгот, то федеральный центр и власти региона должны выделить им необходимые суммы. «Удручают попытки федеральных властей обвинить муниципалитеты в отступлении от приверженности принципам социального государства», — говорила журналистам после заседания КС представитель заявителей от города Твери Марина Якутова.

В Новосибирске, как известно, льготный проездной стоит 110 рублей, в то время как себестоимость перевозок одного пассажира выше более чем в два раза. Пока рентабельным остается только троллейбус, а все остальные виды городского пассажирского транспорта несут большие убытки. Причем город из года в год недополучает из областного бюджета за льготников десятки миллионов рублей. Если же правительство прекратит финансирование, то городам области придется еще хуже — чтобы поддержать муниципальные ПАТП, придется идти на повышение тарифов и увеличение стоимости единого льготного билета.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент