заявили на пресс-конференции представители «Моссиба»
Презентация проекта Международного общественно-делового центра, который планируется построить на площадке за Театром оперы и балета, получила огромный резонанс. Сообщение в нашей газете о проекте москвичей некоторые читатели тут же назвали «заказной статьей». Мнения из читательской почты варьировались от осторожных опасений, что здание Центра «задавит» оперный театр, до резких эпитетов в адрес будущего «монстра».
Очень болезненно восприняла проект строительства Центра архитектурная общественность города. Два года назад мэрия Новосибирска проводила конкурс проектов на застройку данной территории, теперь же, с забрезжившей надеждой столичных инвестиций, проекты новосибирцев оказались перечеркнуты. Не отмолчалось и управление Федеральной службы за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу. По заявлению его руководителя Геннадия Попрыги, строительство Международного центра идет вразрез с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия РФ» и действующим в городе положением о застройке Новосибирска. В соответствии с законодательством, в охранных зонах, каковой является площадь Ленина с находящимися на ней пятью памятниками культурного наследия федерального значения, ограничивается любая хозяйственная деятельность. Так что основные вопросы к городским властям и руководству Международной промышленно-строительной ассоциации «Моссиб» были сформулированы еще до пресс-конференции.
Процесс согласования касается не только Росохранкультуры, но также ряда федеральных и региональных органов. Все их замечания и пожелания будут учтены, заметил на пресс-конференции финансовый директор ООО «Моссибинвестстрой» Андрей Глинский. Объекты, построенные «Моссибом», в 70 процентах случаев связаны с памятниками культуры (не только России, но и других стран), в том числе охраняемых ЮНЕСКО. Процедура согласований компанией детально отработана. В России она предусматривает проведение ряда экспертиз, которые мы в данный момент и проходим.
Сейчас готовим ландшафтно-визуальный анализ. Следующим этапом будет экспертиза федерального научно-методологического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры РФ, который дает разрешение на застройку территории, дополнил начальник управления по обеспечению техдокументации МСПА «Моссиб» Олег Криворотенко (кстати, выполнявший обязанности главного инженера проекта при реконструкции Новосибирского театра оперы и балета). Должен сказать, что совсем недавно «Моссиб» выиграл тендер на реконструкцию исторического квартала в Москве. В эту зону входят Государственный Исторический музей на Красной площади, бывший Музей Ленина и шесть зданий, включая Монетный двор 1679 года постройки. Все согласования будут пройдены согласно всем правилам и нормам, существующим сегодня в стране.
А если все же предположить, что разрешение на строительство в зоне оперного театра не будет получено, готов ли «Моссиб строить Международный центр в другом районе Новосибирска? был вопрос вашего корреспондента.
Ответ г-на Глинского, несмотря на дипломатичность формулировок, был вполне однозначен: «У компании есть долгосрочные планы строительства в Новосибирске. Для нас будет знаковым, как нас встретят именно по этому комплексу. Уже проделана громадная работа с администрацией города, проектировщиками, инвесторами. Не хочется, чтобы этот проект был пересмотрен. Мы представляем пока только концепцию проекта Международного центра. Все замечания и коррективы будут учтены. Что касается самого проекта, город не пожалеет никогда, что такой комплекс будет построен. Некоторые решения в Новосибирске будут реализованы прежде, чем в Москве в проекте «исторического квартала«, имею в виду подземную галерею под частью Красной площади. Комплекс Центра практически реализует требование архитектурной общественности города станет для ансамбля театра защитной средой от высотного строительства, которое возможно за Каменской, где кончается защитная зона. У нас есть внутреннее требование, чтобы Международный центр вписался в архитектурную среду города. Более того чтобы он стал памятником архитектуры XXI века. Таково и требование инвесторов».
Насчет «памятника архитектуры», как говорится, «будем посмотреть». Тем не менее в случае с Центром город оказался перед выбором защищать ли Новосибирску, не являющемуся по большому счету историческим городом, свою историческую зону насмерть или открыть путь перспективному строительству и инвестициям. Вряд ли стоит обвинять городские власти, что они выбрали второй вариант. На город-музей мы все равно не тянем. Строительство же Международного общественно-делового центра дает Новосибирску шанс поправить его изрядно пошатнувшиеся позиции столицы Сибири. Именно так расценивают специалисты проигрыш Новосибирска в конкурсе на особую экономическую зону, которая была отдана Томску, и создание Национального университета, местом для которого выбран Красноярск.
Идея Центра ценой в 300 млн долларов стала для городских властей предложением, от которого невозможно отказаться. Однако нельзя не согласиться и с протестом части архитектурной общественности, мнение которой оказалось проигнорировано. Даже самые лояльные возмущены тем, что на презентации специалистам была показана лишь «компьютерная картинка», а они сами от разработки проекта оказались отсечены. Как сказал на градостроительном совете главный архитектор СО РАН, заслуженный архитектор России Анатолий Кондратьев, «такой проект должен создаваться совместно с новосибирскими архитекторами, носить сибирские черты». От президиума Сибирского отделения Академии архитектуры и строительных наук в мэрию было направлено письмо с требованием «срезать» высоту 22-этажного здания, возводящегося на улице Депутатской около поликлиники N 1. Как считают архитекторы, высотка рядом с Театром оперы и балета может негативно сказаться на визуальном восприятии театра и разрушить композицию площади.
«Высотка» на 200 метров отстоит от оперного театра, парировал руководитель Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Валерий Арбатский. Высотные композиции намечаются и в сторону театра «Глобус». Их увязка и сочетание это архитектурная задача, которая будет решаться в том числе и при проектировании комплекса Международного центра. Конфликтной ситуации я здесь не вижу.
А как быть с концепцией генерального плана, в соответствии с которой между театром музкомедии и оперным театром планировался «Театральный бульвар»? Или пришел инвестор, и генплан побоку? был вопрос журналистов.
Ни в коем случае, как заверил главный архитектор города: «Проектом учтено формирование особой зоны «Театрального бульвара» от Центрального парка до парковой зоны театра «Глобус». Горожане, наверное, заметили, что застройка ведется вокруг, а «коридор» для будущего бульвара оставлен. В него впишется и Международный центр.
По планам мэрии, со строительством Центра должен в значительной степени развязаться узел транспортных проблем центральной части города. «До принятия решений должны быть проведены расчеты интенсивности дорожного движения на прилегающих улицах, сказал на пресс-конференции руководитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрей Ксензов. В реконструкции будут задействованы улицы Орджоникидзе, Депутатская, Каменская, выход на Ипподромскую, продолжение дороги районного значения из Октябрьского района до соединения с улицей Горького и транспортная развязка по улице Горького. Предусматривается организация паркингов и расширение дорог в пределах «красных линий». Будет реконструировано трамвайное кольцо за оперным театром сейчас для этого изыскивается площадка. Мы договорились с «Моссибом«, что и сами трамваи, и остановочные платформы будут выполнены в стиле архитектурных решений Центра».
Остается добавить, что часть работ по реконструкции прилегающих улиц предполагается также возложить на «Моссиб». Может быть, Новосибирску действительно сильно повезло, и к 2009 году, когда планируется закончить строительство Международного центра, центральную часть города мы не узнаем. Правда, это выражение имеет еще и другое значение