Реализацию национального проекта «Доступное жилье» затрудняет законодательство, пришли к выводу участники конференции АСДГ
«Пока не разбюрократим систему выделения земли для строительства, заявил недавно Владимир Путин, о доступном жилье говорить не приходится». Недовольство президента вызвал факт практически повсеместного нарушения Земельного законодательства.
По закону с 1 октября прошлого года земельные участки должны предоставляться только на конкурсной основе путем проведения торгов. Однако и в конце 2005-го, и в 2006-м муниципалитеты продолжают выделять землю прежним способом с предварительным согласованием строящегося объекта. Теперь наверху ломают головы, что делать с нарушителями, то ли объявить получение участков незаконным, чтоб неповадно было дальше нарушать закон, то ли оставить все, как есть: изъятие площадок и новое их выделение с аукционов будет означать потерю времени, простои строителей, и вообще неизвестно, чем закончится. Чтобы сформировать участки для аукциона, муниципалитет должен не только обеспечить их всей необходимой документацией, но и произвести снос, и построить инженерные коммуникации, взяв для этого банковский кредит. В программе «Жилище» для строительства и модернизации инженерных коммуникаций есть соответствующие подпрограммы, запланированы и средства. Что касается цифр, то с ними наверху, как всегда, полный порядок. В результате реализации подпрограмм в 2006 году в стране должно быть сдано 4,3 млн кв. метров жилья, а в 2010 уже 21 млн кв. метров. Но стройной система оказалась только на бумаге.
«Живые деньги» на строительство инженерных коммуникаций государство выделять не планирует, только на условиях софинансирования через государственную гарантию и субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, прокомментировал ситуацию заместитель директора направления «Реформа в сфере недвижимости» Фонда «Институт экономики города» Леонид Бандорин. Однако до сих пор не определен сам механизм выделения таких кредитов. Трехлетний срок кредитования, а господдержка будет осуществляться только при этом условии, слишком короток. Проблему представляет и законодательная неурегулированность многих аспектов строительства.
«Решение задачи увеличения объемов строительства противоречит задаче развития Новосибирска в целом» парадоксально, на первый взгляд, сформулировал свой взгляд на проблему начальник Главного управления строительства и архитектуры мэрии Валерий Арбатский. Впрочем, парадокс только кажущийся. Для занимающего огромную площадь Новосибирска жизненно важна компактная застройка, но на снос частного сектора внутри города у муниципалитета нет средств. Можно предоставить это застройщику, но какая гарантия, что взявшая на себя такой груз компания выиграет на аукционе? Положение о выделении земли только путем проведения аукционов просто толкает город расползаться дальше. «Градостроительный кодекс не допускает резервирования участков земли при отсутствии документов генерального планирования, сказал еще об одной законодательной «подножке« для решения задач градостроительства Валерий Арбатский. Работа над генпланом ведется поэтапно, и в срок, определенный законодателем, Новосибирск уложится. Но проблемы существуют сейчас, и решать их надо незамедлительно. Идет подготовка к строительству моста, для этого нужно резервировать территории, а мы это сделать не можем».
В соответствии с Градостроительным кодексом муниципальные образования должны иметь полный пакет градостроительной документации, в противном случае с 2010 года они не смогут выделять землю для строительства. Как и на какие деньги будут разрабатывать генплан небольшие города, абсолютно непонятно. Выходом могут быть целевые региональные программы по разработке генпланов, считает вице-президент АСДГ Роальд Бабун. Даже если вопрос с генпланами для небольших городков удастся решить, положение о выделении земли только с аукционов, по сути, перечеркивает здесь всякую возможность строительства, поставил еще одну проблему директор Новосибирского городского фонда «Жилище» Павел Нефедов. «Денег на строительство инженерных коммуникаций у муниципалитетов нет. Но представим, что в той же Колывани, к примеру, муниципалитет залез в долги и построил сети. Кто этот участок у него купит? Частные дома там и сейчас строятся с «удобствами« во дворе и с выгребными ямами, а как площадка для многоэтажного строительства небольшие муниципальные образования строительные фирмы не привлекают. Система аукционов, приемлемая для больших городов с целым рядом оговорок, для малых городов совершенно не подходит. А в них, между прочим, живет половина населения страны. И строительство здесь сейчас практически не ведется. Если отменить для них аукционы, строительство в малых городах, возможно, заинтересовало бы строительные компании. Продажа земли с аукционов не предусматривает никаких льгот для индивидуальных застройщиков. Ветераны, бюджетники, многодетные семьи обязаны покупать землю на равных с другими условиях. И это тоже неправильно».
Все, что связано с землей, сегодня проблема. От процедуры сноса, которая до сих пор законодательно не урегулирована, до земельного налога. С этого года он рассчитывается из кадастровой стоимости земли, а это как минимум в 23 раза больше, чем прежде. Значит, надо ждать, что и постоянно растущая цена стройматериалов нынче включит еще одну составляющую. Бизнес не склонен нести бремя налога в одиночку, поэтому заплатит опять потребитель, тот самый, для которого государство так жаждет построить доступное жилье.
Остается только надеяться, что мнения участников прошедшей в Новосибирске конференции АСДГ услышат в Москве. Принятые рекомендации направлены на рассмотрение органов власти федерального уровня.