Продается образование: кто больше, кто лучше?!

Послеперестроечная Россия открылась всем мировым ветрам. Оказалось, что за границей не так страшно, как говорили, но и не так уютно, как думали… Оказалось, что все продается — самолеты, духи, путешествия, образование… И оказалось, что чем больше товаров поехало в Россию и чем больше русских поехали из России, тем меньше образовательных услуг на одну иностранную душу стала Россия оказывать.

Послеперестроечная Россия открылась всем мировым ветрам. Оказалось, что за границей не так страшно, как говорили, но и не так уютно, как думали… Оказалось, что все продается — самолеты, духи, путешествия, образование… И оказалось, что чем больше товаров поехало в Россию и чем больше русских поехали из России, тем меньше образовательных услуг на одну иностранную душу стала Россия оказывать.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

В свое время СССР обучал большое количество граждан дружественных стран: в 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов СССР, из них 23,5 тыс. — в Москве, 16,5 тыс. — в Ленинграде, 8 тыс. — в Киеве, 5 тыс. — в Харькове, 4 тыс. человек — в Минске. Почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Эта традиция утратилась. Правда, несмотря на все усилия нашего родного Министерства образования и науки, не до конца пока выветрились еще традиции собственно отечественного образования и отечественной науки. И это обнадеживает. Часто говорится, что в России когда-то было лучшее в мире образование. И в этом есть своя доля правды, хотя оно переживает далеко не лучшие времена. Но сейчас ситуация такая, что без учета того, что происходит в западных университетах, говорить об образовании бессмысленно. Россия открыта. И если она хочет встать в ряды развитых стран мира, ей необходимо не только изучать разнообразный опыт других стран, но и все больше включаться в процессы международной кооперации в этой области. Здесь нужно иметь в виду, что обучение (продажа образовательных услуг) — один из самых выгодных в мире бизнесов. В США, скажем, обучение иностранцев является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. Иностранные студенты принесли США в 1999 году 13 миллиардов долларов в виде платы за обучение, проживание и др., и это только прямые доходы. А сколько еще попутных. Одни языковые курсы сколько дают! Кстати говоря, лидером в этой области является Великобритания. Хотя ее доходы от продажи образовательных услуг составляют меньшую цифру — 5,3 млрд долларов в год, но рост существенно выше, чем у США. Здесь обучается четверть миллиона иностранцев, что составляет одну восьмую всех иностранных студентов мира. И это при том, что там самые высокие цены — так, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 26000 до 33700 фунтов стерлингов или от 38000 до 49000 долларов США. Да и вообще, международные цены за обучение весьма и весьма высокие — в среднем 10 тыс. долларов в год. Для медиков в два раза выше. Так что обучать иностранцев очень выгодно. В Австралии с ее двадцатимиллионным населением учится примерно на 50 процентов больше иностранцев, чем в современной России. Надо заметить попутно, что едут осваивать мировое образовательное пространство в основном китайцы, индийцы и корейцы (из Южной Кореи).

Для России очень важно, что помимо экономической выгоды выход на международный рынок образования дает новые возможности и требует новых подходов: расширяется спектр образовательных услуг, совершенствуются учебные планы, повышается качество образования и научных исследований вузов. Резко повышается мобильность студентов и преподавателей. Модульное построение образовательных программ (когда отдельные курсы строятся так, чтобы не зависеть от общей программы учебы) позволяет формировать на их основе широкий спектр программ краткосрочного повышения квалификации и переподготовки кадров.

Обнаруживаются и интересные возможности, о которых раньше нельзя было и помыслить. Так, на основе двусторонних договоров может быть достигнута конвертируемость дипломов о высшем образовании. Например, заканчивая курс в каком-нибудь новосибирском вузе, студент получает (при соответствующих условиях, разумеется) и диплом одного из зарубежных вузов. Это накладывает большую ответственность на тот вуз, который заключает подобные договоры. Отсюда и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, и необходимость всерьез заниматься наукой, чтобы поддерживать определенный уровень. В то же время в вузовской среде наблюдается отчетливая тенденция сделать результаты интернационализации доступными для большинства студентов. Это подтверждает наличие в составе Европейской Ассоциации международного образования (EAIE) специальной группы, называющейся «интернационализация в домашних условиях» (Internationalisation at Home — IAH). Решение этой задачи требует глубокого взаимодействия между учебными заведениями на основе двусторонних и многосторонних межвузовских соглашений. К числу таких соглашений относятся:

— договоры франчайзинга, когда зарубежный вуз выдает разрешение местному учебному заведению использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;

— договоры о реализации совместных образовательных программ, предусматривающие, что в обоих вузах-партнерах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги;

— договоры о взаимном признании программ, когда вузы-партнеры не разрабатывают совместных программ, студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении (иногда студенты могут обучаться несколько семестров в своем вузе, а затем оставшиеся семестры — в зарубежном вузе-партнере).

Именно в последнем случае может быть реализована так называемая «система двойного диплома», когда по окончании своего вуза студенты дополнительно к российскому диплому могут получить еще и диплом вуза-партнера. Обычно в этом случае вузы-партнеры после согласования своих учебных программ договариваются о выдаче своего диплома тем студентам, которые проучились у них не менее одного года. Эта система основана на двусторонних договорах, однако наличие у вуза не одного такого договора, а некоего множества договоров, фактически означает создание сети вузов-партнеров, и студент может выбирать, диплом какого вуза он получит в качестве второго диплома о высшем образовании.

Итак, образование продается: кто больше, кто лучше? Ты — мне, я — тебе.

Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира

Страны 1960/1961 1970/1971 1980/1981 1990/1991 1995/1996 2000/2001

США 53,1 144,7 325,6 419,6 453,8 547,8

Великобритания 12,4 24,6 56 80,2 198,8 232,8

Германия 27,1 27,8 61,8 107,1 166 200

Франция 27,1 34,9 114,2 136,9 138,2 160

Австралия 5 7],1 17,7 34,4 102,3 150

Канада 7,3 22,3 32,3 37,2 70 130

Испания 3,4 10,8 11 12,6 21,4 100

СССР/Россия 13,5 26,2 88,3 126,5 73,1 95,9

Примечание авторов

То, о чем мы написали, — вовсе не голое теоретизирование по поводу гипотетически доступного новосибирцам западного образования. Это уже реальность, представленная, например, в Новосибирском государственном университете экономики и управления в виде бакалавриата экономики Государственного университета Нью-Йорка, международной программы подготовки информационных менеджеров — профессиональных программистов, а также магистратской программы «Master of Business Administration».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент