Субботние встречи
Продюсер популярного сериала REN TV Вячеслав Муругов в эксклюзивном интервью для «ВН» рассказывает о работе над этим проектом, о своих коллегах, и о себе.
Вячеслав Муругов. Тем телезрителям, которые не утруждают себя ожиданием финальных титров сериалов или программ, это имя, вероятно, ничего не скажет. А те, кто предпочитает «знать своих героев в лицо», сразу вспомнят: «Ба! Да это же продюсер нынешних «Солдат», «Студентов» и в придачу «Дорогой передачи«!» Добавим: еще и сериалов «Дятлоуз», «Афромосквич», «Туристы», «Фирменная история». А еще раньше в конце 90-х прошлого века были «Добрый вечер» Игоря Угольникова, «Утренняя почта», «Армейский магазин», «Ускоренная помощь», для которых он писал сценарии. В общем, «телевизионная составляющая« его биографии впечатляет, но на этом не заканчивается сейчас Вячеслав, как директор департамента развлекательных сериалов, разрабатывает несколько проектов на телеканале СТС. А новосибирским телезрителям небезынтересно и приятно к тому же будет узнать, что родился Вячеслав Муругов 26 января 1969 года в нашем городе.
Ответить на вопросы вечерней газеты родного города он согласился легко.
Вячеслав, как вы, новосибирец, оказались в гуще телевизионной жизни России? О вас пишут, ваши работы смотрят, телеканалы за вас воюют.
Давайте обо всем по порядку. Новосибирец я, по большому счету, де-юре: действительно, родился в Новосибирске. Но прожил там всего год, а потом моего папу он был военным перебросили сначала в Воркуту, оттуда в Бологое (помните «это где-то между Ленинградом и Москвой»?), далее мне пришлось пожить в Твери, потом в Пензе и даже довелось служить в Белоруссии. Но Новосибирск люблю. На улице Станиславского живет моя бабушка Ольга Григорьевна Муругова, в центре города родная тетя Аня, в Академгородке тетя Алла и дядя Боря. Там целый «клан» Мелентьевых, моих родственников. Дядя еще строил НГУ, а папа учился в медицинском институте на военной кафедре.
Сейчас это Медицинская академия
Да? Приятно слышать: растет, значит. Вообще, в Новосибирске много моих родственников, и я стараюсь бывать в нем хотя бы раз в год.
Значит, с детства пришлось покочевать с родителями, а новые места это новые люди, новые впечатления, которые вам наверняка пригодились потом как сценаристу и продюсеру. А что было после детства?
Было Тверское (ранее Калининское) суворовское училище, а потом Пензенский высший артиллерийский инженерный институт. Вот учеба в них, а потом еще служба в Бресте добавили впечатлений, которые оказались весьма кстати при работе над «Солдатами». В Бресте, к слову, мне, русскому, даже пришлось в 1992 году принять присягу на верность Республике Беларусь, но уже скоро, в 1997-м, это уже перестало для меня быть смешным, и я уволился в запас в звании капитана.
Если вы не возражаете, давайте и поговорим в первую очередь об армейском сериале. Откуда типажи, откуда истории? Не все же из собственного опыта?
Нет, конечно, хотя кое-чему нашлось местечко. Благо воспоминаний много и у меня, и у главного сценариста Леонида Купридо, в прошлом, кстати, спецназовца. Рассказываем друг другу истории, он мне даже «в лицах» показывал солдат, прапорщиков, офицеров. Армейские годы не забываются никем, поэтому многие персонажи узнаются телезрителями. К нам и письма такие приходят: «Откуда вы узнали про нашего командира части?» или «про нашего прапорщика?». И мой папа даже как-то сказал: «Проверяющий один к одному, который к нам приезжал». Я считаю, что раз так, то мы, значит, избежали сгущения красок, показали армию такой, какая она есть.
А почему все-таки начали именно с «Солдат»?
Мне кажется, что сегодня людей волнуют главным образом две темы тюрьма и армия. Это два социума, в которых свои законы, правила, обычаи, традиции. В них иная, чем за проволокой или забором, жизнь. Поэтому они и интересны людям. Но с тюрьмы начинать свою работу над сериалами не хотелось, и когда генеральный директор REN TV Лесневский поинтересовался: «С чего бы ты хотел начать?», я ответил: «С армейской темы». И задачу перед собой поставили не высмеять войска, а посмотреть на все с улыбкой и заставить улыбнуться зрителя, заинтересовать его.
Похоже, вам это удалось.
Мне тоже так кажется, хотя отклики на сериал самые разные. Одна женщина написала, например, что Министерство обороны должно подать на нас в суд, другие пишут, что, наоборот, мы выполняли заказ Минобороны, а третьи: «Эх! Вернуться бы опять на пару лет в армию!» Значит, сейчас уже люди хотят в такой армии служить!
А все-таки какие эпизоды в сериале ваши?
Одна история с телевизором. Во время чемпионата мира по футболу в роте сломался телевизор. Командир, как водится, приказывает: «В уставе написано, что вы должны проявить смекалку. Меня не волнует, где вы его достанете, но чтобы через полчаса был нормальный телевизор!» Солдаты сказали «есть!» и отправились к нему домой. Жене говорят: «Полковник приказал принести» она отдала. Он не заметил, что это его телевизор, объявил бойцам благодарность. Утром пришел, говорит: «Жена дура!» Потом в одной из серий «Солдат» была проверка, и проверяющий так напился, что не мог понять, утро сейчас или вечер. Это реально произошло в моей части. Пять дней он не выходил из кабинета, потом вышел, я ему докладываю обстановку, а он говорит в восемь вечера: «Доброе утро!» «Доброе утро, товарищ полковник!» «Или вечер?» «Ну, как скажете!«
А остальные эпизоды, получается, не ваши?
Наши. Фантазии пока хватает. Хотя писем получаем много, но на девяносто процентов это либо чернуха, либо истории, которые без мата рассказать нельзя.
То есть помощь не из вашего круга вы не принимаете, а инициатива, предложения актеров приветствуется?
Бывает, что ребята что-то предлагают свое, мы пробуем. Если получается смешно, то принимаем, есть нет не берем. Чаще второе. А бывает так, что на съемочной площадке эпизод выглядит смешным сами хохочем, а просматриваем на мониторе эффект уже не тот. И наоборот: какой-то случай еще до съемки оказывается настолько впечатляющим, что мы его обыгрываем в сериале или в одной из серий.
Это как?
Ну, скажем, незабываемое »Ё-моё! прапорщика Шматко. За него отдельное спасибо Алексею Маклакову, исполнителю этой роли. Тоже реальный случай: шел по съемочной площадке, запнулся обо что-то «Ё-моё!». И мы сразу поняли, что без этого «Ё-моё» Шматко не Шматко.
Начиная сериал, вы ожидали, что он так приживется на экране?
Нет. Мы планировали остановиться на 32-х сериях. Но отклики все есть и есть, рейтинг на уровне вот и пишем. Даже старт сериала получился для нас достаточно неожиданным, мы и не думали тогда, что снимаем культовый сериал. Первая серия «Солдат» совпала с моей заграничной поездкой. Конечно, ждал сообщений, реакции. Прикидывали, что рейтинг будет процента полтора плюс-минус десятую. И вдруг получаю эсэмэску: рейтинг 4,75! Конечно, приятно, но тогда подумал: «Это потому, что первая серия». Тем более что мы же еще перед премьерой придумали рекламный ход шесть миллионов повесток разослали. Ан нет, потом выше, выше и пошло. Грех останавливать такой проект.
Вы сами как можете объяснить успех «Солдат»?
Да все просто до банальности. В жизни всего предостаточно и смешного, и печального. Нужно только говорить правду и суметь ее показать людям. Поверьте, и юмор ими поймется, и грусть тоже.
«Солдаты», «Студенты», «Туристы» и REN TV сегодня невозможно представить друг без друга, и все-таки вы ушли на СТС. Об этом много судачат
И много, к моему сожалению, домыслов. Почему-то сразу это связывают с переменами на REN TV, с уходом Лесневского. Хотя для меня изначально было ясно, что СТС мне ближе по духу. СТС канал развлекательный, и это мне близко: наверное, характер такой, да еще участие в КВН повлияло (Вячеслав Муругов одно время писал сценарии для команды КВН БГУ). Я сразу хотел работать на этом канале, с чем три года назад и приходил к Александру Роднянскому (гендиректор СТС) и Саше Цекало (продюсер СТС), но им тогда было не до кадровых перемен: они перестраивали канал, меняли его концепцию. Но у меня было много задумок, ждать не хотелось, и я принял предложение Дмитрия Лесневского стать продюсером развлекательных программ. А прошлым летом меня пригласили на СТС. На REN TV тогда все еще было спокойно, так что мой переход не связан с тем, что сейчас происходит на канале. К тому же REN TV не знало, куда склониться информация или развлечения, а СТС в этим выбором уже определился. И я рад, что устремления руководства телеканала совпадают с моими.
И с чего намерены начать свою работу на СТС?
На СТС я как директор департамента курирую в первую очередь развлекательные сериалы, ситкомы, а Александр Цекало развлекательные программы и спецпроекты. Но это, так сказать, номинально, а на самом деле работаем сообща. Одна из наших задач адаптация американского продукта: ситкомов, сериалов типа «Няни» или «Не родись красивой».
А собственным проектам в ваших планах место есть?
Мне очень хочется реализовать еще один армейский проект уже написано четыре серии фильма о суворовском училище под рабочим названием «Кадетство». Это не повтор «Солдат» в суворовском другая психология людей, хотя многое по духу оттуда сохраняется. Но разница в том, что в армию идут пока те, кто не смог отмазаться, а здесь люди в 15 лет решают отдать себя служению родине. Конечно, и там попадаются всякие, но все равно это костяк русского офицерства. Главные герои три 15-летних пацана: детдомовец, сын мэра и потомственный военный. Но при этом наше твердое убеждение, что не должно быть никакого пафоса.
Должен сказать честно, Вячеслав, мне как телезрителю совершенно безразлично, на каком конкретно канале вы реализуете свои проекты. Мне важнее, что моему сыну нравятся «Солдаты», я смотрю «Дорогую передачу», и мы оба получаем удовольствие.
Спасибо. А теперь я хочу задать вопрос. Это интервью будет опубликовано в городской газете «Вечерний Новосибирск»?
Да.
Тогда я воспользуюсь случаем, чтобы передать привет всем, кто меня знает и помнит. А всем новосибирцам хочу сказать: гордитесь тем, что вы сибиряки. Сибирь прекрасный край, который рождает талантливых людей, умеющих и знающих, как под трудностями не согнуться, как сохранить оптимизм и юмор в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Наверное, поэтому меня так тянет каждый год в Новосибирск: зарядиться от сибиряков.