Идеальный роман возможен только под дулом пистолета
Вместо рецензии
В прошедшие выходные новосибирский драматург и режиссер Валерий Стефаниев представил публике свою новую работу: спектакль «Ненаучная женская фантастика«.
Валерий приверженец документальной драматургии. Его первая (и самая известная) пьеса «Несумасшедшие» была написана восемь лет назад и представляла собой коллекцию «подслушанных женских монологов», стопроцентно списанных с натуры. Форма оказалось перспективной: за годы сценического существования пьеса дописывалась, какие-то монологи уходили, что-то добавлялось Получился этакий драматический пасьянс, который можно было раскладывать так и этак, подстраивать под конкретный актерский состав. Потом на свет появилась «Анкета» пьеса аналогичной конструкции, но уже в мужской версии. Тоже позаимствованная из жизни самого драматурга и людей, которые его окружают. Кстати, недавно «тридцать пятая версия» (как выражается Валерий) «Анкеты« стала победительницей новосибирского конкурса драматургов в номинации «пьеса-новация».
Четыре года назад, в феврале Валерий Стефаниев впервые поставил «Несумасшедших» с актрисами своего «Острова» (синтез-театра, работающего на базе НГУ). И вот четыре года спустя повзрослевшие, вышедшие из студенческого возраста «островитяне« составили костяк труппы нового коллектива: авторского театра Валерия Стефаниева «Хэппи-центра». А Валерий написал пьесу «Несумасшедшие четыре года спустя«.
За это время вырос я, выросли мои героини, выросли актрисы, рассказывает Валерий. И «Ненаучная женская фантастика« это тоже документальная пьеса, но я уже акцентировался не на личности, а на идеях. Она написана методом медитации, я его опробовал на нескольких творческих лабораториях. Вместе с конкретной актрисой мы обсуждали близкие ей темы, вместе размышляли, как медитирую на конкретную актрису, на ее темы. Потом все это выкладывается на бумагу, и актрисе приходится играть все то, что она мне неосторожно выболтала. Очень многие идеи меня потрясали, шокировали, приводили в недоумение, как приводят и сейчас. Я их честно зафиксировал, отработал, восхитился или ужаснулся. У меня есть свои стереотипы: что такое женщина, как она должна выглядеть, как она должна думать. Но в то же время у них есть какие-то специфические женские мысли, о существовании которых я даже не догадывался. Как и многие мужчины. Каждому монологу я устроил своеобразный «тест-контроль»: давал читать тем, кого в просторечии называют «обычными женщинами», и оказалось, мы подцепили какие-то действительно архетипические вещи, что такие мысли бывают у всех женщин, и не раз.
И о чем же ненаучно фантазируют женщины? Удивительно, но о любви. О том, «как же случилось так, что я смогла такой необыкновенной любовью полюбить его, такого обыкновенного«, о том, что настоящий идеальный роман может случиться только под дулом пистолета, о том, как важно и в то же время страшно сделать первый шаг. И о том, что женщина по-настоящему молода до тех пор, пока рисует на запотевшем стекле сердечки. Ну, если так, то актрисы «Хэппи-центра» имеют все шансы на вечную молодость: думать и играть о любви им придется еще долго. «Ненаучная женская фантастика», судя по всему, будет дополняться новыми эпизодами. Пока это пять монологов, причем один из них был написан за два дня до премьеры и Алена Брыкова читала его с листа. Так что, похоже, процесс идет и развивается.
На самом деле, премьера «Фантастики» проходила в режиме «два в одном»: женские монологи Валерий совместил с «Мужскими танцами», калейдоскопом хореографических соло в исполнении сильной половины труппы. Получилось так, как обычно в жизни, только наоборот: женщины рефлексируют и говорят, а мужчины тем временем «хлопочут телом», причем делая это красиво, эффектно и сексуально. Вот уж действительно, «женская фантастика«!
Кстати, красота актеров «Хэппи-центра» отдельная тема. «Легко тебе, набрал красавиц и красавцев!» говорят иногда Валере. А он-то ведь их не отбирает, а каким-то таинственным образом творит. Приходят к нему обычные мальчишки и девчонки, в меру зажатые, в меру невзрачные, и немедленно начинают расцветать. И в «личном» отношении, и в творческом.
У меня есть своя «теория актера», говорит Валерий. В свое время мне приходилось работать с разными категориями людей с ограниченными возможностями слепоглухонемыми, глухонемыми, инвалидами. Но я всегда понимал очень простую вещь: чего вы от людей ждете, то и получаете. Те ребята, с которыми я работал, всегда давали феноменальные результаты просто потому, что я прекрасно знал: если человек родился, то он уже в чем-то гений. А потом я пришел к выводу, что если человек ходит в здравом уме, твердой памяти и с неповрежденной психикой, то он уже по факту актер, человек театра.
Вскоре желающие смогут испытать «теорию актера» на себе 19 февраля в театре-студии «Начало» Валерий Стефаниев будет проводить трехчасовой авторский тренинг. Возможно, кто-то из его участников впоследствии вольется в коллектив красивых и талантливых. А 26 февраля в зале «Начала« пройдет еще один показ новых работ «Хэппи-центра». Может быть, и в собрании «Ненаучной женской фантастики» к тому моменту появятся новые главы «о главном».