На 25-й годовщине существования Гербалайф становится примером самообновления, постепенно приходя в себя после обрушившихся
на неё бедствий.
Созданная в 1980 году Марком Хьюзом, буквально сойдя с колес его личного автомобиля, компания Гербалайф продемонстрировала очень быстрый рост, внедрив по всему миру знаменитый слоган: «lose weight now, ask me how». К 1982 году компания достигла $2 000 000 продаж, распространяя продукты для похудения и биологически активные добавки к пище. Оперируя по классической схеме прямых продаж через независимых дистрибуторов, в 1986 Гербалайф становится публичной компанией на бирже NASDAQ. В 1996 году по уровню продаж компания перевалила за миллиардный рубеж.
Двойной удар
Неожиданно в 1997 году Комитет по контролю над пищевыми продуктами и лекарственными средствами США начал расследование, касающееся безопасности употребления ключевого компонента продуктов Гербалайф экстракта китайского растения Ma Huang, или эфедры. Будучи очень эффективным средством, помогающим снизить вес, Ma Huang обладает целым рядом побочных эффектов: от затрудненного дыхания до снижения кровяного давления. Не дожидаясь официального запрета на использование этого компонента комитетом, Гербалайф был вынужден пересмотреть всю рецептурную базу своих ключевых продуктов, окончательно исключив содержание эфедры к 2002 году. В то время, когда разворачивались события вокруг эфедросодержащих продуктов, компанию постигло еще одно несчастье, повергнувшее её в шок: в 2000 году в возрасте 44 лет скончался основатель компании Марк Хьюз. С уходом Хьюза компания осталась без вдохновителя, многие годы указывавшего правильное направление развития. Более того, смерть Марка оказала негативное влияние на моральное состояние всех, кто причастен к бизнесу Гербалайф: в сфере прямых продаж одним из ключевых факторов успеха является высокая мотивация независимого дистрибутора. Принимая во внимание высокую стоимость бренда Гербалайф, в 2001 году группа частных инвесторов приобретает контрольный пакет акций компании. Новые собственники произвели реорганизацию основных бизнес-процессов компании. Разработана новая программа по контролю над закупками сырья, оптимизировано производство, что привело к улучшению качества продукции и снижению издержек. Владельцы компании приводят в Гербалайф команду высококвалифицированных и опытных менеджеров во главе с Майклом Джонсоном, присоединившимся к компании в 2003 году, после 17 лет работы в World Disney Company. Оставшиеся ключевые позиции занимают финансовый директор Ричард Гаудис, пришедший из интернациональной компании по производству питания Royal Numico, и вице-президент Генри Бёрдик, основатель Pharmavite, ведущего производителя биологических добавок в США.
Другой Гербалайф
В декабре 2004 года компания снова становится публичной, стартовав с предложением 14 500 000 акций по $14 за штуку. Изменения, произошедшие внутри компании, принесли свои плоды, и уже в 2004 году сумма чистых продаж составила $1,3 миллиарда против $1,1 миллиарда в предыдущем году. Планируемая цифра прямых продаж на 2005 год составляет $1,5 миллиарда, и уже в первых двух кварталах Гербалайф отчитывается рекордной суммой чистых продаж, увеличившихся на 14,8% в первом квартале и 18,7% во втором. Держатели акций также остались очень довольны: стоимость одной акции возросла до $29,60 по состоянию на 31 августа 2005 года. Продажи осуществляются силами 1,1 миллиона независимых дистрибуторов из 60 стран мира, включая вновь открывшийся рынок Венгрии.
Новые продукты и рынки
Будучи долгое время известным благодаря своим продуктам для коррекции веса, Гербалайф и сегодня предлагает низкоуглеводные питательные коктейли с высоким содержанием белка коктейли Formula I. Коктейли, наряду с большим разнообразием протеиновых перекусов, мультивитаминами и биологически активными добавками, могут вариативно составлять индивидуальную программу питания, предлагаемую системой ShapeWorks. Расширяется продуктовая линейка по персональному уходу за лицом и телом.
Гербалайф в России
Сегодня российский офис компании возглавляет Влад Хаджи, в прошлом руководивший международными отношениями в компании Imageland и входивший в совет директоров ведущего экспортера программных продуктов Люксофт. Принимая во внимание определенные сложности, сформировавшиеся у компании на входе в национальный рынок в начале 90-х годов, руководство Гербалайф усиливает контроль над деятельностью независимых дистрибуторов. Совместно с Российской ассоциацией прямых продаж Гербалайф ведет просветительскую работу среди потребителей, часто запуганных сомнительными публикациями в прессе и рассказами соседей по лестничной площадке. Благодаря этой деятельности сегодня многие четко понимают разницу между легальным сетевым бизнесом и пирамидами. Компания активно спонсирует значимые социальные события и заявляет твердое намерение и дальше стоять на платформе социальной ответственности крупного бизнеса. «Мы хорошо понимаем, что предстоит долгий путь по возвращению частично утраченного потребительского доверия, но сегодня на это у компании есть и силы и средства», говорит Влад Хаджи.