Новосибирские этнографы провели исследование «Во что играют современные дети?«
Специалисты пришли к выводу: дети игрового возраста не знают, что такое «казаки-разбойники» и «салочки», а играют во дворах в «менеджеров«, «человеков-пауков» и «бэтменов».
Старые игры вышли на пенсию
вот такой «доброй» переделкой знаменитой считалки «всех поколений» огорошили восьмилетки-второклассники первой гимназии методистов из «Центра русского фольклора и этнографии». А потом на предложение «посчитаться как-нибудь по-другому» дружно запели:
«На золотом крыльце сидели: Чип и Дейл, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утенка, Выходи, ты будешь Понка!». Мы у ребят спрашиваем: а вы знаете, как по-настоящему звучат эти считалки? рассказывает фольклорист Татьяна Мартынова. Кто на самом деле сидел на золотом крыльце? А они удивленно: ну еще Микки-Маус сидел и Жан-Клод Ван Дамм с Джеки Чаном. Мы так всегда считаемся, когда начинаем играть в «Догони меня, менеджер»
Тут-то этнографы и поняли, что работой на несколько месяцев они основательно загружены: в их «вотчине», буквально за считанные годы, образовался целый фольклорный пласт, именуемый «современной детской культурой». В котором, к сожалению, высохло море, которое «волнуется раз», ушли на пенсию ретивые «казаки с разбойниками» и навсегда разбились «цепи кованые», уступив место американским мутантам и странным играм в менеджеров, стилистов и провайдеров. Что ж, новое время новые игры
Когда мы заинтересовались этим феноменом, то решили собрать из разных школ детей, чтобы в игровой форме вызнать у них во что все-таки они играют? рассказывает еще один участник «фольклорного» эксперимента методист центра Ольга Молодцова. Собрали их в нашей игровой и предложили: давайте сыграем в самую простую игру в ручеек! Я помню, в нашем детстве ни один школьный праздник не обходился без этой игры это же прекрасный повод познакомиться с героем твоего сердца из параллельного класса!
Оказалось, нынешние дети, знающие компьютер как свои пять пальцев, не имеют представление что такое «ручеек»? Как, впрочем, не знают о существовании «лапты», «выше ноги от земли» и что такое «я монах в синих штанах, пришел к вам красочки покупать». И отказались в категоричной форме выстраиваться в пары и держать друг друга за руки что это еще за глупости?
Современная масскультура разобщила наших детей, вздыхает Ольга Молодцова. Ведь все подвижные игры, в которые играли мы и наши родители, они по своей сути командные игры, где ребенок четко знал свою роль, вживался в нее и проживал вместе с друзьями по игре. Игра была для детей своеобразным микроскопом, через который они изучали взрослый мир. Когда мы попросили нашу группу рассказать о новых играх, то поняли, нынешний детский «микроскоп» становится настоящим кривым зеркалом. Взять, к примеру, игру в «менеджера» или «брокера»
«Догони меня, менеджер»
Действие происходит в супермаркете или магазине бытовой техники. Водящий с красивым названием «менеджер» предлагает по очереди команде из пяти человек свои услуги в выборе товара: «Вы не хотели бы приобрести у нас пылесос?». Покупатель может «отбояриваться» от назойливого «двигателя торговли» как может, самое главное ему нельзя произносить слово «нет» или «да». Как только запрещенное слово произносится, несчастный покупатель становится менеджером, и вся команда бросается наутек, скандируя «Менеджер, менеджер, ты прогорел!». «Менеджер» должен догнать кого-то из убегающих, хлопнуть его по попе и крикнуть: «Мой товар твои деньги!«. Обладатель слабых ног становится водящим, и все повторяется.
Наши любимые «казаки-разбойники» тоже претерпели изменения, продолжает Татьяна Мартынова. Теперь дети делятся не на казаков и разбойников, а на «паханов» и «ментов». Суть игры остается та же, только слово, которое загадывают «паханы» «ментам», должно быть обязательно из зоновского сленга например, «шконка«. Ну и как с этим бороться?
Девочки, по наблюдениям фольклористов, сейчас играют не в «дочки-матери», а в «мыльнооперные» семьи: в ходе игры «изменяют» мужу, теряют детей, ходят к стилистам все как на голубом экране.
Раньше, помните, мы играли в больничку, в парикмахерскую? вспоминают славное время мои собеседницы. Мы таким образом изучали взрослые профессии, как бы примеряя их на себя. А как нынешний ребенок может примерить на себя профессию провайдера, если даже сам взрослый толком не может объяснить, что это такое? Вот и получается непонятная игра-считалка, в духе «белого бычка»
«Провайдер«
Тук, тук, тук. Кто к нам пришел? Провайдер. Что принес? Товар. Нам не нужен твой товар Под подушкой самовар! Тук, тук, тук и так до бесконечности.
Но абсолютным лидером современных игр, по мнению этнографов, являются игры »во что-то«. Вернее, в кого-то в трансформеров, в «мышей-рокеров», в «суперменов»: словом, в героев американских мультфильмов. Игры эти одиночные, не требующие публики и командного состава: достаточно нацепить на себя черную маску «бэтмена«, вырезанную из старого носка, и ты яростный борец со злом!
Мы специально осенью ходили по дворам, наблюдали, как резвится нынешняя детвора, продолжает беседу Татьяна Мартынова. Никаких веселых игр вместе, пряток или жмурок, по двору носятся «супермены»-одиночки, играющие в свою игру и закрываясь в своем собственном мирке. Хорошо это или плохо, не нам судить просто это объективная реальность.
Чтобы научить детей играть в «нормальные» игры, этнографы открыли при центре своеобразные курсы: дети из близлежащих школ приходят раз в неделю на занятия, где водят хороводы и играют в «салочки«, запоминая странные слова »штандер-стоп!« или «эники-беники, ели вареники»
Мы уже осилили «выше ноги от земли» и «тише едешь дальше будешь», улыбается руководитель игрового «ликбеза» Ольга Молодцова. Надеемся, что наши обученные дети передадут свои знания по детскому сарафанному радио иначе игра вымрет как вид детского творчества.