В минувшую пятницу в Новосибирске состоялось совещание с участием заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспром) Станислава Пугинского по проблемам оздоровления оборонно-промышленного комплекса Новосибирска.
Совещание завершилось первым в России, как подчеркивается, подписанием соглашения между наследником некогда могущественного Минсредмаша и руководством области по взаимодействию.
Зачем вообще нужно это соглашение вопрос открытый. Скорее всего, оно носит характер некоего меморандума доброй воли: вот наконец-то власти, центральная и региональная, решили всерьез заняться давней острейшей проблемой. Хотя, вообще-то, на то и существуют министерства, чтобы руководить экономикой страны.
Что касается характера самой проблемы, то она давно перезрела. И слава Богу, что наша промышленность в целом, и оборонная в частности, в последние годы наконец поднимается с колен и у нее появляются серьезные государственные заказы. Пример тому хотя бы недавняя демонстрация нового ракетного комплекса «Булава», слухи о котором давно просачивались в прессу.
Как сообщается, на совещании были внимательно выслушаны выступления руководителей крупнейших предприятий Новосибирска, и итоговый документ подтверждает: правительство не только всерьез озабочено состоянием дел в оборонно-промышленном комплексе, но и предпринимает конкретные меры по оздоровлению целого ряда новосибирских предприятий, находящихся на краю банкротства.
Вряд ли случайно данное совещание почти совпало с тем фактом, что за день до этого сессия Новосибирского областного Совета приняла специальное обращение к президенту РФ, где просит его принять неотложные меры по сохранению предприятий оборонно-промышленного комплекса. Что еще раз подчеркивает значимость вопроса.
В обращении, в частности, говорится о том, что оборонно-промышленный комплекс представлен в области 35 предприятиями и организациями. Объем их производства за годы реформ сократился в 2,5 раза к уровню 1991 года. Число занятых уменьшилось на сотню тысяч человек. Доля оборонного заказа в общем объеме производства снизилась в три раза и в последние годы составляет 2025 процентов от общего объема промышленного производства. (Вспомним, что в начале 90-х годов, до проведения пресловутой конверсии, удельный вес производства ОПК составлял более половины).
Несвоевременные платежи за выполненный госзаказ, к сожалению, стали в последние полтора десятилетия нормой. К тому же предприятия ОПК вынуждены поддерживать в рабочем состоянии так называемые мобилизационные мощности: соответственно, оплачивать расходы по энергии, теплу и на поддержание оборудования. Давно уже многие предприятия сбросили на городской и областной бюджеты всю «социалку»: от жилья до детских оздоровительных лагерей и садиков. Но и это не спасает положения. У них накопились большие суммы кредиторской задолженности перед бюджетом. Налоговая служба, естественно, поднимает вопрос об их банкротстве.
Больной стала и кадровая проблема. В годы реформ квалифицированные рабочие и инженеры просто ушли в иную сферу деятельности: жить-то надо. А теперь даже при возобновлении производства по оборонному госзаказу сразу нужного специалиста не так-то просто и найти.
Проблема комплексная, трудная, но решать ее надо. Новосибирцам остается надеяться, что предпринимаемые правительством меры по укреплению обороноспособности страны скажутся и на их элементарном благополучии: глядишь, из торгового ряда вернется на завод инженер.