В ДКЖ состоялась премьера артхаузного кино «Босиком по мостовой». Режиссер фильма звезда немецкого кинематографа, актер, много снимающийся в Голливуде, Тиль Швайгер.
Об авторском кино
Артхауз, или авторское кино, часто ассоциируется с чем-то сложным и малопонятным где события странны, отношения персонажей болезненны, музыка дисгармонична, а мысли режиссера лишены причинно-следственной связи Хотя это не совсем так. В широкий прокат такое кино не попадает, и к массовому кинематографу артхауз имеет отношение почти такое же, как элитная мода к одежде улицы. В столице артхауз ныне очень моден. Для его демонстрации там есть специальные залы, где собирается публика особого рода
В Новосибирске практики проката артхауза пока нет. И уже потому первое мероприятие подобного рода можно считать событием для города примечательным. Премьера фильма «Босиком по мостовой« состоялась в ДКЖ. Для приглашенных был устроен фуршет, в фойе звучала живая музыка, а вел вечер элегантный Александр Выскрибенцев. Устроителем показа выступила компания «Гемини-фильм». На московскую премьеру из Германии прибыл сам Швайгер. Новосибирские журналисты имели возможность задать свои вопросы звезде Голливуда по телефону
О «голливудском плейбое» и «тонких материях»
Поклонникам голливудского кинематографа Тиль Швайгер знаком по фильмам «Гонщик», «Убийцы на замену», «Лара Крофт расхитительница гробниц» и проч. В настоящее время актер снимается в роли легендарного ковбоя Лаки Люка в картине «Die Daltons vs.Lucky Luke». «Босиком по мостовой» первая режиссерская работа «голливудского плейбоя». И то, что поклонник гангстерских комедий (именно гангстерские комедии принесли Тиму известность) снял именно такое кино, признаться, несколько шокирует. Фильм получился очень эмоциональный, откровенный, добрый, чистый и тонкий.
Это, несомненно, связано с моим взрослением, говорит актер. Я стал старше и смотрю на жизнь глазами отца четверых детей. Об этом можно судить по изменению и развитию моих пристрастий в кино. Я по-прежнему боготворю Квентина Тарантино, и «Криминальное чтиво» остается для меня недосягаемым идеалом. Но некоторые сцены я больше не могу смотреть
В фильме есть любовь, юмор и трагизм. Причем юмор не зубодробительный, который часто отличает немецкие фильмы, а, напротив, приятный ненавязчивый и спокойный. А «любовь» даже очень отдаленно не напоминает пресловутое «немецкое порно». Как заметил сам актер: «Это фильм о такой чистой любви, что мы смогли обойтись без единого поцелуя »
Сам Тиль сыграл в фильме роль авантюриста Ника Келлера -обаятельного шалопая. Он не помнит имен блондинок, с которыми просыпается по утрам, имеет проблемы с работодателями, не ладит с родственниками, считающими его законченным неудачником. И вообще не привык ни за кого и ни за что отвечать. Таким Ник был до встречи с Лайлой (Йохана Вокалек)
Лайла пациентка психиатрической лечебницы До 19 лет мать держала ее взаперти, в полной изоляции, и теперь она смотрит на мир наивным взглядом ребенка и ходит босиком, потому что абсолютно не выносит несвободы, а обувь это колодка для ног. Они встречаются, когда она собирается свести счеты с жизнью, и он вытаскивает ее из петли в дамском туалете Но, несмотря на весь этот «психушный антураж», «Босиком по мостовой» один из самых нормальных фильмов артхауза. По признанию актрисы, тот аспект, что ее героиня пациентка психиатрической лечебницы, не играл для нее никакой роли: «Для нашей истории это важно только вначале». Гораздо сложнее для нее было изобразить «фактор Лайлы» «ее неведение, этот ее детский взгляд и ее потрясающее свободолюбие. В ее босоногости есть что-то очень чистое. Эта деталь очень помогала мне при игре, потому что означала полный выход за общественные нормы поведения, но без фальшивого бунтарства»
Необычность работы над ролью для меня состояла в том, что мне надо было представить себе, что я многие вещи проделываю первый раз в жизни, как это происходит с детьми. Это был для меня особый опыт, потому что мы воспринимаем большинство вещей в нашей жизни как нечто само собой разумеющееся. И я оказалась в привилегированном положении, получив возможность открывать эти вещи заново
Три дня, которые Лайла и Ник проводят вместе, становятся для обоих самым лучшим, что было им отпущено в жизни
Феллини, как известно, когда-то сказал, что все, что он снимает, он снимает «про себя». И если бы даже он задумал фильм о рыбах, это был бы фильм автобиографический. Тиль Швайгер тоже снимал «фильм о рыбах», свое «автобиографическое кино». И «Босиком по мостовой» его личный «тихий бунт» против ложных представлений и норм, его легкий «шаг босиком» от того лишнего, что обретается на ярмарке тщеславия, которая зовется Голливудом, и шире ярмарки тщеславия человеческого общежития
К своему фильму актер шел долгих семь лет. Сценарий попал ему в руки еще в 1998-м. Правда, поначалу это была история в жанре road-movin о молодом шалопае, вступающем в конфликт с преступным миром. Постепенно гангстерская история превратилась в историю пугливой одинокой Лайлы, снятую на стыке жанров комедии, мелодрамы и фильма-путешествия. Швайгер твердо решил, что фильм будет сниматься в Германии, на немецком языке и немецкими продюсерами. В результате получилось хорошее европейское кино психологически глубокое и тонкое, что крайне редко удается делать Голливуду
Об интеллигентной публике и пользе хороших напитков
Вопреки бытующему мнению, что артхауз удел молодых, публика на просмотре собралась солидная и респектабельная. Присутствовали на премьере и представители Русско-немецкого дома в Новосибирске. (Просмотр был приурочен к дню депортация немцев Поволжья за Урал в 1941-м, который отмечается 28 августа).
Представляя фильм, директор ДКЖ Тамара Конова выразила пожелание, чтобы такие показы стали хорошей традицией. Компактный, интеллигентный зал ДК надо отдать ему должное подходит для такого рода мероприятий как нельзя лучше. А хороший фуршет перед фильмом, согласитесь, это половина успеха просмотра