Джаз от Натальи Соболевой, конферанс от Александра Выскрибенцева и откровение от Тиля Швайгера…

В ДКЖ состоялась премьера артхаузного кино «Босиком по мостовой». Режиссер фильма — звезда немецкого кинематографа, актер, много снимающийся в Голливуде, Тиль Швайгер.

В ДКЖ состоялась премьера артхаузного кино «Босиком по мостовой». Режиссер фильма — звезда немецкого кинематографа, актер, много снимающийся в Голливуде, Тиль Швайгер.

Об авторском кино

Тиль Швайгер. Кадр из фильма «Босиком по мостовой»

Артхауз, или авторское кино, часто ассоциируется с чем-то сложным и малопонятным — где события странны, отношения персонажей болезненны, музыка — дисгармонична, а мысли режиссера лишены причинно-следственной связи… Хотя это не совсем так. В широкий прокат такое кино не попадает, и к массовому кинематографу артхауз имеет отношение почти такое же, как элитная мода к одежде улицы. В столице артхауз ныне очень моден. Для его демонстрации там есть специальные залы, где собирается публика особого рода…

В Новосибирске практики проката артхауза пока нет. И уже потому первое мероприятие подобного рода можно считать событием для города примечательным. Премьера фильма «Босиком по мостовой« состоялась в ДКЖ. Для приглашенных был устроен фуршет, в фойе звучала живая музыка, а вел вечер элегантный Александр Выскрибенцев. Устроителем показа выступила компания «Гемини-фильм». На московскую премьеру из Германии прибыл сам Швайгер. Новосибирские журналисты имели возможность задать свои вопросы звезде Голливуда по телефону…

О «голливудском плейбое» и «тонких материях»

Тиль Швайгер. Общение с прессой

Поклонникам голливудского кинематографа Тиль Швайгер знаком по фильмам «Гонщик», «Убийцы на замену», «Лара Крофт — расхитительница гробниц» и проч. В настоящее время актер снимается в роли легендарного ковбоя Лаки Люка в картине «Die Daltons vs.Lucky Luke». «Босиком по мостовой» — первая режиссерская работа «голливудского плейбоя». И то, что поклонник гангстерских комедий (именно гангстерские комедии принесли Тиму известность) снял именно такое кино, признаться, несколько шокирует. Фильм получился очень эмоциональный, откровенный, добрый, чистый и тонкий.

— Это, несомненно, связано с моим взрослением, — говорит актер. — Я стал старше и смотрю на жизнь глазами отца четверых детей. Об этом можно судить по изменению и развитию моих пристрастий в кино. Я по-прежнему боготворю Квентина Тарантино, и «Криминальное чтиво» остается для меня недосягаемым идеалом. Но некоторые сцены я больше не могу смотреть…

В фильме есть любовь, юмор и трагизм. Причем юмор не зубодробительный, который часто отличает немецкие фильмы, а, напротив, приятный — ненавязчивый и спокойный. А «любовь» даже очень отдаленно не напоминает пресловутое «немецкое порно». Как заметил сам актер: «Это фильм о такой чистой любви, что мы смогли обойтись без единого поцелуя…»

Сам Тиль сыграл в фильме роль авантюриста Ника Келлера -обаятельного шалопая. Он не помнит имен блондинок, с которыми просыпается по утрам, имеет проблемы с работодателями, не ладит с родственниками, считающими его законченным неудачником. И вообще не привык ни за кого и ни за что отвечать. Таким Ник был до встречи с Лайлой (Йохана Вокалек)…

Джаз от Натальи Соболевой. В фойе перед просмотром

Лайла — пациентка психиатрической лечебницы… До 19 лет мать держала ее взаперти, в полной изоляции, и теперь она смотрит на мир наивным взглядом ребенка и ходит босиком, потому что абсолютно не выносит несвободы, а обувь — это колодка для ног. Они встречаются, когда она собирается свести счеты с жизнью, и он вытаскивает ее из петли в дамском туалете… Но, несмотря на весь этот «психушный антураж», «Босиком по мостовой» — один из самых нормальных фильмов артхауза. По признанию актрисы, тот аспект, что ее героиня — пациентка психиатрической лечебницы, не играл для нее никакой роли: «Для нашей истории это важно только вначале». Гораздо сложнее для нее было изобразить «фактор Лайлы» — «ее неведение, этот ее детский взгляд и ее потрясающее свободолюбие. В ее босоногости есть что-то очень чистое. Эта деталь очень помогала мне при игре, потому что означала полный выход за общественные нормы поведения, но без фальшивого бунтарства»…

— Необычность работы над ролью для меня состояла в том, что мне надо было представить себе, что я многие вещи проделываю первый раз в жизни, как это происходит с детьми. Это был для меня особый опыт, потому что мы воспринимаем большинство вещей в нашей жизни как нечто само собой разумеющееся. И я оказалась в привилегированном положении, получив возможность открывать эти вещи заново…

Три дня, которые Лайла и Ник проводят вместе, становятся для обоих самым лучшим, что было им отпущено в жизни…

Феллини, как известно, когда-то сказал, что все, что он снимает, он снимает «про себя». И если бы даже он задумал фильм о рыбах, это был бы фильм автобиографический. Тиль Швайгер тоже снимал «фильм о рыбах», свое «автобиографическое кино». И «Босиком по мостовой» — его личный «тихий бунт» против ложных представлений и норм, его легкий «шаг босиком» от того лишнего, что обретается на ярмарке тщеславия, которая зовется Голливудом, и шире ярмарки тщеславия человеческого общежития…

К своему фильму актер шел долгих семь лет. Сценарий попал ему в руки еще в 1998-м. Правда, поначалу это была история в жанре road-movin о молодом шалопае, вступающем в конфликт с преступным миром. Постепенно гангстерская история превратилась в историю пугливой одинокой Лайлы, снятую на стыке жанров комедии, мелодрамы и фильма-путешествия. Швайгер твердо решил, что фильм будет сниматься в Германии, на немецком языке и немецкими продюсерами. В результате получилось хорошее европейское кино — психологически глубокое и тонкое, что крайне редко удается делать Голливуду…

Об интеллигентной публике и пользе хороших напитков

Вопреки бытующему мнению, что артхауз — удел молодых, публика на просмотре собралась солидная и респектабельная. Присутствовали на премьере и представители Русско-немецкого дома в Новосибирске. (Просмотр был приурочен к дню депортация немцев Поволжья за Урал в 1941-м, который отмечается 28 августа).

Представляя фильм, директор ДКЖ Тамара Конова выразила пожелание, чтобы такие показы стали хорошей традицией. Компактный, интеллигентный зал ДК — надо отдать ему должное — подходит для такого рода мероприятий как нельзя лучше. А хороший фуршет перед фильмом, согласитесь, — это половина успеха просмотра…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент