Если не будет двоечников, не будет и борьбы с неуспеваемостью. По этой же причине ее может не быть с прогулами, порчей школьного имущества, нарушением дисциплины. В среднем образовательном учреждении вообще не должно быть никакой борьбы, если, конечно, нет такой спортивной секции. Все прочие ее виды отголосок старого и не очень доброго прошлого, когда никакого иного способа решить проблемы видеть не хотели. Педагоги новосибирской муниципальной гимназии N 2 стараются обходиться без схваток с якобы традиционными для многих образовательных учреждений недостатками: они просто не оставляют им места в гимназии. Здесь главные приоритеты здоровье и настроение детей.
На уроке не должно быть слишком тихо
Из «совковой» школьной жизни. На пятнадцатой минуте урока ботаники мой сосед по парте Сашка Горлов громко стучит ногой о стойку парты.
Тише, Горлов! делает замечание учитель ботаники Валентина Петровна и продолжает вести урок.
Через пять минут Сашка повторяет прием.
Горлов, ты мешаешь мне вести урок! Валентина Петровна начинает заметно нервничать.
Еще через пять минут третий удар и реакция учительницы:
Горлов, встань! Дневник на стол и к доске!
Сашка, бормоча под нос: «Я нечаянно!» идет в угол рядом с окном и остаток урока проводит в наблюдениях за улицей. А весь класс в наблюдениях за Сашкой. С тихой завистью. Никому из класса не хочется «пары» в дневник, и мы продолжаем томиться за партами, а он, распрямив спину и переминаясь время от времени с ноги на ногу, стоит у окна.
Мне кажется, наша прежняя, советская, система школьного образования имеет и такой недостаток: она направлена больше на создание максимально удобных условий для учителей, а уж потом для детей, замечает Татьяна Трубина, заместитель директора новосибирской гимназии N 2, проводя для нас два дня назад экскурсию по гимназическим кабинетам. А удобно должно быть всем, правильно? Но детям в первую очередь: учиться они должны в удовольствие. А какое уж тут удовольствие, когда спина затекла и ногам под партой тесно? И так все сорок пять минут это же мука сплошная!
В гимназии три первых класса. В каждом по 2527 детей. Почти оптимальное количество для того, чтобы никто из них не чувствовал себя обделенным вниманием учительницы. Три ряда школьных парт, а точнее сказать столов. Все они с регулируемой высотой, как, кстати, и стулья. Новые столы появились два года назад, а до них были одноместные, от которых и учителя, и дети отказались с радостью. Первоклашкам нужно общение, с чем совершенно согласны педагоги. Более того, ряд занятий в начальном классе предполагает такое общение.
В одном классе за спинами ребят уголок психологической разгрузки, если называть эту часть классной комнаты по-взрослому. Диван, стеллажи, в которых есть и игрушки, и книжки. В углу телевизор, видеомагнитофон. Видеотехника несет больше учебную нагрузку, а вот диван с ковром и игрушки с книжками для отдыха. Урок окончен время отдыха. В другом классе, кстати, дивана нет, но есть мягкие стулья и пуфики-подушки на ковре. В одном целый зимний сад, зато в другом цветов меньше, но персональная выставка бывший ученицы Лады Шустовой, которая уже вышла из рамок начальной школы.
А здесь у нас учатся уже ребята постарше, Татьяна Трубина открывает дверь в класс, на столах которого стоят еще и конторки точь-в-точь как в фильмах о дореволюционном времени. Эти специальные приспособления мы используем, чтобы дети работали в режиме смены динамических форм. Используем методику врача-офтальмолога Владимира Филипповича Базарного: за урок два-три раза дети меняются местами один сидит, другой стоит, и наоборот.
Уроки в гимназии для учеников помладше ведут тоже не в режиме «сидите смирно, руки положите перед собой!». Задания пишутся не только на доске, но и на листах бумаги, которые могут быть подвешены на карнизах, гардинах, стеллажах и даже плафонах. Ребятня с удовольствием вертит головами, чтобы увидеть нужный ответ на вопрос учителя или сосчитать количество снежинок, развешенных в классе. Но при такой очевидной свободе на уроке учителя сетуют, что ее все-таки мало. По их мнению, дети должны менять позы постоять, посидеть не тогда, когда учитель это разрешит, а когда им надоест сидеть и захочется подняться. Пока такой возможности нет, но в гимназии уверены, что будет.
Но у нас, конечно, так только в младших классах, делает оговорку заместитель директора. К старшеклассникам требования жестче, но и они люди уже взрослые, более терпеливые.
Фиточай не отходя от парты
Из «совковой» школьной жизни. На кинокомедию «Этот безумный, безумный, безумный мир» мы с Сашкой Горловым пошли почти по-честному. То есть не сбежали с урока, а смочили кусок сахара йодом, натерли подмышки чесноком и к школьному врачу. В медкабинете нам дали по термометру, ртутный столбик докатился до 37 «с копейками», и нас отправили домой. Мы пошли, естественно, в кинотеатр.
На первом этаже гимназии медицинский центр. Кабинет врачебного приема, процедурный, тренажерный зал, зал ОФП, физиокабинет, массажный кабинет, кабинет психолога, так называемая соляная пещера и даже салон красоты и сауна! Собственно говоря, с этого блока начинается, можно сказать, знакомство первоклассников и их родителей со школой.
Мы обязательно встречаемся с родителями, чтобы узнать о всех «болячках» детей, говорит педиатр гимназии Наталья Урсулова, и потом новенькие заносятся в нашу базу данных своего рода электронная версия истории болезни каждого ребенка. Но, к счастью, серьезных болезней в нашей гимназии не бывает. В последние три года у нас не было вспышек гриппа, зарегистрирована всего одна пневмония за год на девятьсот учащихся. Мне даже кажется, что можно было бы избежать и тех заболеваний, которые случаются, если бы не непоседливость самих ребятишек: разве за ними уследишь? То без шапки зимой на улицу выскочат, то сквозняк где-то найдут вот и температура подскакивает.
Врачам медицинского центра делегировано право освобождать детей от занятий, делать прививки, назначать лечение. Зачастую бывает так, что освобожденный от занятий мальчишка приходит-таки в школу, чтобы пройти процедуры, и опять возвращается домой «болеть на здоровье».
Многое из того, что появилось в центре, появилось именно после встреч и бесед с родителями, подчеркивает Наталья Яковлевна. Та же соляная пещера верный способ лечения тонзиллита, а у нас как раз были жалобы родителей на него. Вот и открыли. Теперь ребята с удовольствием проводят в «пещере» время, общаются там, а иногда даже и списывают уроки. То же и с массажем. А девчонки-старшеклассницы за фиточаем прибегают едва ли не через перемену. Пусть пьют на здоровье он еще никому не вредил.
Парта для сына на папины деньги
Из совковой школьной жизни. С первого по третий класс мы даже представить себе не могли, чтобы родители сдавали для чего-то деньги нашему учителю. Потом стали вводиться рубль двадцать на обеды. Потом стали сдавать на вечера отдыха. Ну и конечно на выпускной. По мелочи, но сдавали-таки и тогда, в те времена, о которых особо забывчивые граждане вспоминают как о «бесплатных во всем».
Эта гимназия N 2, следует подчеркнуть еще раз, не элитная и не частная. Она муниципальная. Но ее пример пример того, как возможно учебный процесс сделать удобным и главное не вредным для здоровья. Главное условие финансовое участие родителей в первую очередь.
Родители вносят в кассу по пятьсот рублей, рассказывает Татьяна Трубина. Есть, конечно, система градации один ребенок учится или два, могут ли родители принести деньги сразу или нет и т. д. О том, куда израсходована набранная сумма, мы потом сообщаем родителям и, если кто-нибудь из них потребует, показываем даже копии чеков. Но пока таких случаев у нас не было.
Были ли недовольные такими «поборами»? Конечно, были, и есть сейчас. Но их становится меньше, поскольку без копий чеков видно, что деньги учителя себе в чулок не прячут: медицинский центр оснащается, школа ремонтируется, мебель и учебники для первоклашек приобретаются и т. д. Так что даже те, кто продолжает ворчать, все равно деньги в школьную кассу вносят, а ворчат, видимо, в силу точнее, в слабость своего характера.
Во всяком случае, в истории нашей гимназии еще не было случая, чтобы из-за этого родители забирали своего ребенка, не скрывает улыбки Татьяна Дмитриевна. Даже если переезжают на другой берег, стараются оставить ребенка у нас. Да и из центра города приезжают: просят принять детей.
Когда еще только открывалась 68-я средняя школя (нынешняя гимназия N 2), очень много для нее сделал Новосибирский завод высоковольтной аппаратуры тогдашний ее шеф. Об этом до сих пор вспоминают учителя школы с благодарностью и сожалением, что институт шефства предприятий над школами канул в Лету. Конечно, постоянно помогать конкретной школе куда менее приятно даже преуспевающей компании, чем оказать разовую помощь и пропиарить свою акцию во всех газетах. Но сдается, что хоть школ, лицеев и гимназий в нашем городе-миллионнике много, но не больше, чем предприятий, компаний и фирм, для которых шефство над ними не стало бы основной статьей расхода. Этой гимназии и еще, кажется, пяти в Новосибирске помогли власти в разовом порядке. В разовом, следует подчеркнуть, а остальное все на родительские деньги при продуманном ведении школьного хозяйства. Вряд ли эта схема невыполнима в других образовательных учреждениях. Нужен только удачный старт.