Монолог «московского гостя»

Акоп Матосян, директор Московского отделения Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, недавно побывал в Новосибирске и был заинтересован опытом работы Новосибирского областного отделения МАБНН.

 - Нам говорят: «Если у вас есть деньги, помогите лучше наркоманам». Но это все-таки не наша задача, - мой визави говорит плавно, с чуть-чуть заметным приятным акцентом. - В первую очередь мы должны не допустить распространения наркомании, прервать деятельность этого «сетевого маркетинга», обеспечить общественное неприятие этого зла, попытаться что-то противопоставить наркотикам.

Акоп МАТОСЯН - директор Московского отделения Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Недавно он побывал в Новосибирске и был заинтересован опытом работы Новосибирского областного отделения МАБНН. «О работе вашего отделения знают не только те, кто обязан это знать по долгу службы, - сказал он. - Я в этом убедился на одном из «круглых столов», где присутствовали представители российского политического бомонда. Один из видных политиков привел в качестве положительного примера вашу работу со СМИ. А от себя могу сказать, что мне очень нравится идея с кинотеатром «Аврора». По-хорошему вам позавидовал - в Москве такое пока не возможно: коммерческие структуры взяли под свою опеку все, что можно. Вы достаточно много уже успели организовать, хотя не прошло еще и года со дня учредительной конференции в Новосибирске». Разумеется, кроме того, что лестная оценка сама по себе всегда приятна, нам очень интересно было узнать об опыте работы наших московских коллег.

- Россия быстро, за семь лет, со свойственной ей удалью, приблизилась к пику наркомании. Что мы можем противопоставить этому злу? Какую такую национальную идею? В США, например, после вьетнамской войны и второго (героинового) всплеска наркомании нашли свой выход, возведя в культ спорт, успех. «На коне» оказались «чемпионы». Для того, чтобы спорт стал массовым, его сделали доступным. Только в бюджете на борьбу с наркоманией у них заложено $ 8-10 млрд. И еще столько же - пожертвований. Поэтому там все делается с размахом, широкомасштабно: государственные реабилитационные центры, специальные программы в школах, помощь родителям наркоманов. Если наркоман учится, его учение оплачивается, то есть поощряется то, что может вернуть человека к нормальной жизни.

В Москве ежемесячный оборот наркотиков составляет 25 миллионов долларов. Это так, экспертно. Но, думаю, реально это больше. Московское отделение занимается, в принципе, тем же, чем и ваше. Оно является координатором программ множества общественных объединений и движений. И на первый план, конечно же, выходит профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни.

В школах организованы лекции, лектории. Достаточно хорошо зарекомендовало себя обучение преподавателей: 2-3-дневные семинары для классных руководителей и социальных педагогов. После этих семинаров они в состоянии «увидеть» и отличить друг от друга (что тоже важно) начинающего наркомана, молодого человека, уже пристрастившегося к наркотикам или потенциального «клиента» наркодиспансера. Более того, они знают, как действовать дальше. Простым повышенным вниманием здесь уже не обойтись. Нужен профессиональный подход. Есть какие-то общие направления - в зависимости от самого ребенка, его семьи, от ситуации предпринимаются адекватные меры (бывает, что достаточно перевода в другой класс или школу, а, возможно, нужно обратиться за помощью к участковому инспектору или наркологу). Семинары? Да, платные. На 25 человек - 70 тысяч рублей. Учатся преподаватели полный рабочий день, с отрывом от производства. После прохождения курсов каждый получает специально выпущенную брошюру и целый пакет инструментов, вплоть до набора фломастеров и 20-30 красочно оформленных листов ватмана со специально разработанными играми для детей. Кроме того, педагоги должны быть подкованы и юридически, чтобы суметь объяснить школьникам меру ответственности наркоманов.

Вначале на всю эту программу мы подали служебную записку в мэрию, быстро подготовили специалистов, которые могли бы читать лекции (совместно с институтом социальных работников и 1-м и 2-м мединститутами).

Работаем в тесном контакте и с правоохранительными органами. Ведь только в Москве осуждено 12 тысяч молодых людей. А прошедший «академию ходки» вряд ли станет лучше после своего возвращения. Наша задача - опередить преступление. У нас есть свой телефон доверия. Анонимный. Такой же телефон есть в городском отделе милиции. Но всю информацию о притонах и незаконном распространении наркотиков мы передаем в управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Там реагируют мгновенно. Ставим в известность и начальника управления округа. Но часто нам не удается справиться с властной машиной, преодолеть ее противодействие. Не смогли мы открыть лагерь подготовки призывников. Для этого мы собирались использовать старый заброшенный пионерский лагерь, который никому не был нужен. Но, как оказалось, до поры до времени. Как только мы выступили в качестве претендентов, тут же возникли какие-то мифические, но очень большие долги за землю и прочие препоны. Одним словом, лагерь нам пока не отдали. Есть и другие, чисто «столичные» трудности. Например, с публикациями материалов в газете «Мир без наркотиков». За интервью антинаркотической направленности многие «именитые» люди требуют сногсшибательных гонораров. Анна Курникова, допустим, оценила свое интервью в $ 50 тысяч. Мы отказались от ее услуг, разумеется. Но, наверное, мы бы не работали в МАБННе, если бы не надеялись когда-нибудь все же переломить ситуацию, несмотря на сложности объективные и субъективные.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент