< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Кому платить за студента?

Новосибирский Государственный университет стал участником выездной программы Salzburg Seminar - ведущего мирового образовательного центра. В течение нескольких дней зарубежные специалисты обменивались опытом по решению проблем высшего образования с руководством НГУ. Одна из проблем, волновавшая обе стороны, - реформа высшего образования в России.Ректор НГУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Николай Диканский высказал своё мнение о проблемах и препятствиях реорганизации российского высшего образования:

 Новосибирский Государственный университет стал участником выездной программы Salzburg Seminar - ведущего мирового образовательного центра. В течение нескольких дней зарубежные специалисты обменивались опытом по решению проблем высшего образования с руководством НГУ. Одна из проблем, волновавшая обе стороны, - реформа высшего образования в России.

Ректор Новосибирского госуниверситета, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Николай Диканский высказал своё мнение о проблемах и препятствиях реорганизации российского высшего образования:

- Принимая чужой опыт по устройству системы высшего образования, мы должны прежде всего спроецировать его на нашу действительность. Европейская система, где вузы - государственные, нам ближе, чем американская, где образование - это бизнес.

Российский вуз не может мгновенно перейти на платное образование: тогда действительно учиться смогут только дети богатых родителей. В то же время полностью бесплатное образование тоже неправильно по своей сути - выпускник не чувствует своей ответственности перед вузом и страной, давшими ему это образование, и не считает своей обязанностью вернуть потом вложенные в его обучение средства. Речь даже не идет о материальном возмещении - многие выпускники, бесплатно получив образование по мировым стандартам, уезжают потом работать за границу, и мы теряем наш интеллектуальный потенциал.

Сейчас, когда из-за громадного недофинансирования разрушается вся вузовская инфраструктура, а преподаватели работают на чистом подвижничестве, нужна модификация Закона о высшем образовании. Мы не должны допускать, чтобы выученный на государственные деньги специалист уезжал за рубеж либо никак не использовал полученную специальность на практике. Должен быть заказ на специалиста. Не важно со стороны кого - государства или частной фирмы. Главное, что эти структуры, нуждаясь в конкретном специалисте, оплачивают его обучение, а потом он возвращает затраченные на него средства, работая у заказчика. В таком случае сразу появляется ответственность: вуза - за действительно качественное образование, фирмы или государства - за устройство на работу молодого специалиста, студента - за качественное восприятие знаний, потому что только в этом случае он сможет отработать затраченные средства у заказчика, иначе придется платить из своего кармана.

Программа Грефа по реформе высшего образования - очередная резкость, от которой ничего хорошего ждать не приходится. Нельзя сразу сделать обучение платным: у нас нет законодательной базы, совсем не развиты ни спонсорство, ни финансовая поддержка молодых талантов, ни система образовательных грантов. Нужен постепенный, плавный переход. Вовсе не обязательно, даже не нужно, чтобы за высшее образование платили родители студента. Тогда им же, скорее всего, придется потом искать ему работу. Платить должен тот, кому нужен специалист! Иначе у него этого специалиста не будет. Система возврата вложенных средств решит проблему как безработицы среди выпускников, так и «утечки мозгов» за границу. Но просто необходимо внести в общественное сознание мысль, что бесплатный сыр действительно бывает только в мышеловке. И высшее образование здесь не исключение.