< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

«Отнять!» - крикнули в 98-м, аукается в 2000-м

Без слова «проблемы» слово «бюджет», кажется, уже и не употребляется - к этому за последние годы все привыкли. Однако сегодня проблема бюджета стоит, действительно, как никогда остро - и это при том, что в Новосибирске он хорошо исполняется, а некоторыми качественными параметрами исполнения можно просто-таки гордиться...Живых денег не хватает!

 Без слова «проблемы» слово «бюджет», кажется, уже и не употребляется - к этому за последние годы все привыкли. Однако сегодня проблема бюджета стоит, действительно, как никогда остро - и это при том, что в Новосибирске он хорошо исполняется, а некоторыми качественными параметрами исполнения можно просто-таки гордиться.

Так, за 8 месяцев 2000 года бюджет исполнен на 63,2 процента (в минувшем году на эту же дату - на 59,8). «Живая» составляющая доходов - 76,3 процента, это в 1,7 раза больше, чем в 1999 году. Ни один из городов - наших соседей не может похвастаться таким (в Барнауле, например, живыми деньгами поступает в казну чуть больше 50 процентов). Доходы возросли, живых полновесных рублей прибавилось, чего, казалось бы, городу не жить? А жить стало неизмеримо сложнее. По расчетам финансистов мэрии, разрыв между доходами и самыми необходимыми расходами бюджета за оставшиеся до конца года месяцы (включая сентябрь) составит более 359 млн рублей.

Ситуация кажется парадоксальной только на первый взгляд. Разгадка номер один - на поверхности. Заключается она, как нетрудно догадаться, в том, что наряду с доходами возросли и расходы. И как возросли! В 2000 году на зарплату бюджетникам уйдет 940 млн рублей, а год назад эта сумма равнялась 667 млн. Если в прошлом году мы тратили на бензин для городского пассажирского транспорта 7,5 млн руб. в месяц, то теперь эта цифра увеличилась до 23 млн. Мазут стал дороже с прошлого года в 3 раза. Выросли платежи за электроэнергию. Подорожала буквально каждая нужная для городского хозяйства железяка, а материалов для ремонта школ, больниц, жилых домов, дорог, различных запчастей, комплектующих и т. д. требуется огромное количество.

Расходы на городское хозяйство в целом увеличились (по итогам 8 месяцев) с 657 млн до почти 800. Изменилось и качество расчетов с поставщиками. Ушли в прошлое тотальные зачеты, теперь почти все или большая часть - так называемые живые деньги: угольщики требуют их не менее 85 процентов, газовики - 65-70.

Живых денег не хватает! Именно сейчас, как никогда, аукнулось урезание городу нормативов отчислений от регулирующих налогов, проделанное прежней областной администрацией. И это вторая серьезная причина создавшегося тяжелого положения. В 2000 году бюджет недополучит по этой причине почти 445 млн рублей, около 500 может потерять в 2001-м.

У нас оказался самый низкий среди городов-соседей норматив отчислений от подоходного налога - менее 50 процентов (в других городах - 75, 100), один из самых низких процент отчислений по налогу на прибыль. Интересно, что ряду крупных городов (областных и краевых центров) субъекты Федерации нормативы не только не урезают, но и помогают, «подкидывает на жизнь» сверх того. Например, Омску и Красноярску выделяют централизованно средства на капвложения, последнему, кроме того, - на подготовку к зиме. Алтайские краевые власти взяли на себя расчеты города Барнаула с ФОМСом, а это почти 500 млн рублей в год. Имея такую бюджетную поддержку, город может жить если и не безбедно, то сносно, хотя живых денег тот же Барнаул собирает в свой бюджет меньше 50 процентов. Причем - и это очень важно - в доходах городов остаются именно «денежные» налоги - подоходный, налог с продаж, налог на имущество, акцизы.

Городскую власть не может не тревожить то обстоятельство, что, по расчетам, доходы бюджета на 2001 год не превысят 3 млрд рублей. Это если он будет формироваться по существующим нормативам, да еще по новому Налоговому кодексу и проекту закона о федеральном бюджете на 2001 год (а значит - выпадут доходы от НДС, от налога на содержание жилфонда). Ведь даже бюджет нынешнего года составляет более 3 млрд 800 млн рублей, а на 2001-й Новосибирску требуется как минимум 4 млрд 300 млн. Вопрос - как будет жить город? - встает с еще большей остротой.

У новой областной власти понимание всей сложности этой ситуации есть, как и понимание необходимости изменить подходы к формированию бюджета. Последние встречи глав города и области подтверждают это. Хотя о том, что именно изменится (будут ли это новые нормативы, появятся ли, как в других городах, трансферты или др.) говорить пока рано.

Зато можно сказать, что уже идет сложная совместная работа города и области, которая - в случае ее удачного завершения - поможет Новосибирску выйти на нулевую задолженность перед «Новосибирскэнерго». Сумма в 428 млн, о которой идет речь, заложена в доходную часть бюджета города на 2000 год - это должны были быть целевые поступления из вышестоящих бюджетов как компенсация городу за принятое от ведомств жилье. 335 млн из этой суммы и предстоит оформить сейчас в виде зачета с ОАО «Новосибирскэнерго» за оказанные им городу услуги.

Реализовать этот механизм крайне сложно - в платежном календаре Минфина нашей субвенции (целевых средств) нет. Поэтому может потребоваться специальное постановление правительства или принятие им другого особого решения. Но власти города, области, «Новосибирскэнерго» надежд не теряют и намерены сделать все, чтобы такое решение было принято. Представитель планово-экономического управления мэрии, имея на руках доверенность, подписанную новосибирским губернатором, будет добиваться этого в высоких московских кабинетах.

Без «энергетической» субвенции сбалансировать бюджет нынешнего года будет просто невозможно. Напомним, что, по расчетам финансистов мэрии, в ближайшие месяцы жить нам будет и без того непросто. Конечно, придется экономить. Но на чем? Уменьшить закупки бензина для управления пассажирских перевозок? Начнутся перебои с транспортом. Не готовить город к зиме? И это невозможно. Не платить людям зарплату (это одна из самых больших статей расходов)? Такой шаг для власти неприемлем - это направление расходов было и остается приоритетным. Но все непервостепенной важности расходы, по жесткому требованию мэра, будут сокращены. И, конечно, активизируется работа по привлечению в бюджет дополнительных доходов - документ о необходимых для этого мерах будет подготовлен в первой декаде октября. По-прежнему остается актуальной работа с должниками бюджета - предприятиями и организациями. Как сказал один из новосибирских промышленников: «В разгар экономического кризиса город помогал предприятиям, поддерживал их. Пришло время отдавать долги. Сейчас в трудном положении город - и мы должны помочь ему».