< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

От аудита бюджета-99 депутаты решили отказаться

На прошедшей на минувшей неделе 50-й сессии городского Совета депутатами были заслушаны и утверждены отчеты мэрии об итогах выполнения плана социально-экономического развития Новосибирска и исполнения бюджета города в 1999 году.Как отметили депутаты, информация, изложенная в отчете о социально-экономическом развитии города, носит системный характер и дает полное представление о динамике отраслей городского хозяйства в минувшем году.

 На прошедшей на минувшей неделе 50-й сессии городского Совета депутатами были заслушаны и утверждены отчеты мэрии об итогах выполнения плана социально-экономического развития Новосибирска и исполнения бюджета города в 1999 году.

Как отметили депутаты, информация, изложенная в отчете о социально-экономическом развитии города, носит системный характер и дает полное представление о динамике отраслей городского хозяйства в минувшем году.

1999 год имел две особенности. Главная та, что он стал первым годом начала выхода экономики из кризиса, что выразилось в положительной динамике промышленного производства почти всех отраслей - рост составил более 6 процентов. Во-вторых, в 1999 году произошло изменение налоговой системы и межбюджетных отношений, что не могло не повлиять на исполнение бюджета. В связи с изменением в 1998 году нормативов отчислений от регулирующих налогов город недополучил доходов в сумме около 250 миллионов рублей. Один только налог на прибыль уменьшился с введением новых, урезанных нормативов в два раза!

Однако благодаря оживлению реального сектора экономики, за счет которого формируется почти 45 процентов доходной части бюджета, благодаря мерам муниципалитета по поддержке местных товаропроизводителей, а также планомерной, настойчивой и последовательной работе мэрии с организациями-налогоплательщиками, в 1999 году удалось исполнить бюджет города - впервые за последнее время - более чем на 100 процентов от плана: доходную часть - на 114 процентов, расходную - на 108. Доля живых денежных средств в общих доходах бюджета составила - также впервые за кризисные годы - более 60 процентов.

Все это и сделало возможным выполнение главных мероприятий плана социально-экономического развития города в 1999 году по всем составляющим: здравоохранение, народное образование, ЖКХ, транспорт, капитальное строительство и др. Хотя, разумеется, выполнить удалось далеко не все - сказался объективный рост затрат на топливо, материалы, комплектующие и другие ресурсы, необходимые городскому хозяйству. А ведь только ЖКХ и транспортный комплекс поглощают около половины доходов бюджета!

Тяжелой нагрузкой на него стало и повышение на 20 процентов заработной платы работникам бюджетной сферы. Причем, выбрав одним из приоритетов своевременный расчет с бюджетниками по заработной плате, мэрия стремилась не отступать от этого, как бы ни было сложно. В результате задержки по заработной плате, пусть и не особенно большие в нашем городе, сошли на нет. Целенаправленная работа по снижению кредиторской задолженности, в том числе и по заработной плате, шла в минувшем году во всех отраслях, что и дало свои положительные результаты. Исключением стал разве что транспортный комплекс.

И все же, несмотря на хорошие результаты выполнения плана социально-экономического развития и высокие показатели исполнения бюджета-99, нужно признать: для поддержания и развития города усилий от местной власти требуется с каждым годом все больше и больше. С такой оценкой депутаты согласны.

Правильно ли расходовались бюджетные средства в минувшем году? Этот вопрос на сессии возникал. Один из депутатов указал, в частности, на то, что некоторые траты не были своевременно согласованы с городским Советом. Упрек справедливый, - согласились с ним, - если, конечно, подходить формально. А жизнь есть жизнь. Можно ли было ждать, пока депутаты соберутся на очередную сессию, чтобы утвердить лимиты расходования средств, когда зимой оказалась размороженной система отопления в жилых домах Первомайки, и люди остались в морозы без тепла? Нет, конечно. Своим решением в тот же день мэр выделил нужную сумму для устранения аварийной ситуации. Подобные ЧП, если учесть изношенность систем городского хозяйства, к сожалению, случаются, и мер требуют экстренных. Но обоснованность всех расходов депутаты, безусловно, имеют возможность проверить, пусть и пост-фактум.

Тем более что власть в Новосибирске вообще придерживается политики прозрачности, открытости бюджета, что является еще одним достижением последних лет. Кстати, косвенным подтверждением этого стало принятое депутатами на сессии решение отказаться от проведения в этом году аудита бюджета минувшего года. Проверки расходования бюджетных средств, по решению городского Совета, проводились в Новосибирске в 1998 и 1999 годах независимыми аудиторскими фирмами, выбранными на конкурсной основе. Однако, по мнению одного из депутатов, финансисты мэрии, представившие очередной отчет об исполнении бюджета города, уже доказали, что им можно доверять. И потому нет смысла тратить бюджетные деньги, чтобы еще раз, как и в два предыдущих года, убедиться, что средства из городской казны расходуются мэрией по назначению, рационально и эффективно.