Игорь Тимошенко: Что я могу сказать голодному учителю?

Первое, что бросилось в глаза, - это стоящий вверх метелкой веник. Перехватив мой взгляд, директор улыбнулся: «А у нас технички все так веники ставят. Примета такая - чтобы деньги водились...»Насчет денег он, конечно, загнул. Всем ясно, как живет сейчас обычная общеобразовательная средняя школа... Тут и опыт работы-то не поможет - тридцать лет ты директор или только месяц. Вот Игорю Тимошенко, директору 59-й школы, - 28 от роду. В кресле директора - третий год. А голова пухнет...
Фото Аркадия УВАРОВА

 Первое, что бросилось в глаза, - это стоящий вверх метелкой веник. Перехватив мой взгляд, директор улыбнулся: «А у нас технички все так веники ставят. Примета такая - чтобы деньги водились...»

Насчет денег он, конечно, загнул. Всем ясно, как живет сейчас обычная общеобразовательная средняя школа. Учителя буквально бедствуют, а у директоров пухнет голова от раздумий: как сделать ремонт или купить необходимую литературу... Тут и опыт работы-то не поможет - тридцать лет ты директор или только месяц. Вот Игорю Тимошенко, директору 59-й школы, - 28 от роду. В кресле директора - третий год. А голова пухнет...

- Игорь Владимирович, вы, наверное, в городе самый молодой школьный начальник?

- Был - да. Директором стал в 26 лет. Сейчас - не знаю. Может, кто и помоложе есть. Я окончил филфак педуниверситета, недолго поработал учителем русского языка и литературы, ушел инструктором-методистом в ДЮСШ. Стал руководителем отдела оргмассовой работы. Затем был назначен сюда, в школу.

- Тяжело было?

- Первый год очень, и прежде всего в моральном плане. До меня руководила Раиса Закировна Задирака, она 23 года отработала директором, сейчас преподает географию. Каково мне было рядом с ней? Спасибо и ей, и коллективу, что поддержали, что делали снисхождение за промахи, подсказывали.

- А были закулисные разговоры?

- Как без этого? Приглядывались. Мол, молодой, удержится ли... Кто-то думал, что по «блату»... Вообще процесс адаптации занял года полтора. Лишь к середине второго года я почувствовал себя по-настоящему руководителем.

- Чем-то можете уже погордиться?

- В прошлом году наша школа успешно прошла аттестацию. Это огромный труд, и я благодарен нашему коллективу. Наладили работу спортивных секций. Школа побеждает в районных спартакиадах, заняла третье место в городской.

- Естественно, когда вы пришли в школу, сразу столкнулись с морем проблем?..

- Проблемы те же, что стоят и перед большинством школ города. Ну, может, в центральных их поменьше - все-таки они на виду, лицо, так сказать. А мы выживаем. Самые главные беды - это материально-техническое и методическое обеспечение. Учителю в месяц положено 83 рубля 49 копеек на методлитературу. По сути, это стоимость одного хорошего учебника. Иногда нужные пособия он вынужден покупать на свои деньги. Школе нужны лампочки, канцтовары, инвентарь, мебель, не говоря уж о компьютерной и другой технике. А денег нет. Поэтому, чтобы хоть как-то содержать школу в порядке и не останавливать учебный процесс, мы вынуждены прибегать к помощи родителей. Этими делами занимаются школьный родительский комитет и комитеты классов. Мы встречаемся, обсуждаем, что нам крайне необходимо, а комитеты уже обращаются с просьбами к родителям. Например, нужны деньги за охрану школы, которую несут сотрудники охранной фирмы. Платят, конечно, не все, да мы и не вправе обязать родителей сдавать деньги. Большинство понимает, что это нужно. Просим на ремонт, на какие-то другие нужды. В среднем получается, что сдают по шесть рублей в месяц. 760 учеников - вот и посчитайте. И пяти тысяч не насобираешь.

- Когда отказываются сдавать деньги, чем объясняют? Бедностью?

- Во-первых, мы не спрашиваем причину, это ведь дело добровольное. А во-вторых, как правило, малообеспеченные сдают почти все, а с другими сложнее.

- Как так?

- Наверное, сытый голодного не разумеет.

- Раньше, интересно, было так же сложно?

- Раньше были шефы. Над нашей 59-й шефствовал Чкаловский завод, по тем временам - вполне обеспеченное предприятие. Надо было что-то - сразу к шефам. Как правило, не отказывали. А сейчас кто бы самим шефам помог... Смотрите: на мелкие расходы - лампочки, инвентарь, мел, канцелярию - нам нужно тысяч 10-15 в месяц. Я уже не говорю об оборудовании. Но мы таких денег и не видели.

- Есть ли какая-то взаимопомощь с соседними школами?

- Конечно. Вот рядом 197-я школа, в которой есть бассейн. Директор Конюшков Николай Анатольевич никогда нам не отказывает, и наши ребятишки и учителя имеют возможность посещать бассейн. И с компьютерным классом - тоже не отказывает нашим детям. Рядом же 87-я школа, где директор Кириллов Николай Иванович. В этой школе есть тренажерный зал, где тоже занимаются и наши дети. И с эстетическим центром «Звездный» у нас налажено сотрудничество.

- Сколько получают ваши учителя?

- Молодые, с института, -- рублей пятьсот-семьсот в месяц. Со стажем, с высшей категорией, с дополнительной нагрузкой - до двух тысяч. Но за эти деньги нужно «пахать»... А в среднем, наверное, тысячу. Чтобы хоть что-то заработать, берут по две и более ставок, ведут группы продленного дня. Есть кто ведет по сорок с лишним учебных часов в неделю. Это колоссальная нагрузка, ведь надо еще вечером тетради проверить, к урокам подготовиться, утром прийти со свежей головой и улыбаться детям. Думаете, легко?

- Вы можете как-то поощрить учителя?

- У меня есть небольшой надтарифный фонд, но это деньги смешные.

- А родители, опять же, не помогут?..

- Нет, на доплату учителям мы не собираем. Не считаем возможным.

- Как же можно жить на тысячу рублей?

- Так и живут. Недавно вот пришла ко мне преподавательница и сообщила: я не смогу привести ребенка в школу, потому что его не во что одеть. Что я ей могу ответить? У меня самого в кошельке небогато. Тоже маленький ребенок, и жена не работает.

У нас вообще жаловаться не принято: все находятся приблизительно в равных условиях. Потому и занимаются репетиторством. А что делать?

- Бывает, что люди говорят: на фиг я за эти гроши буду напрягаться?

- Нет. Учителя - это фанатики. Ворчат, что устали, что все надоело, что скорей бы на пенсию. Но наступает пенсия, а они приходят снова. Их жизнь - здесь, в школе.

Я вот весь отпуск летом на работе провел. Забот всегда хватает. Учителя, например, сами спортзал красили. Не могу же я сидеть дома, когда люди на работе...

- А жена...

- Она понимает. Да, я приношу ее и ребенка в жертву. Для общения остается воскресенье. Но она меня поддерживает, спасибо за это.

- Работа-то у вас еще та: сотни детей, шум, гам, сложности характеров...

- Опять же к этому привыкаешь. Я домой прихожу - и телевизор на полную громкость. Жена: перестройся, ты уже дома...

- Есть ли у вас учителя, которые не срабатываются с детьми?

- Таких нет. У нас все проблемы - с трудными родителями. Приводят ко мне, к примеру, парнишку - мол, бежал, стукнул дверью в лоб учителя... А я смотрю на него и думаю: ну а сам-то я какой был? Тоже не пай-мальчик. Ну, построжусь для приличия. Другое дело, когда вызываю родителей и говорю: вот, вашего сына забрали в милицию, пил пиво на улице. А они в ответ: ну и что, мы с ним и сами пиво пьем... О чем с ними можно разговаривать? О чем говорить, если отец матери в присутствии ребенка кричит: говорил я тебе, дура, надо было аборт делать! Нет трудных детей, есть трудные родители.

- Тем не менее, неужели вам ни разу не хотелось взять линейку и треснуть какого-нибудь шалопая?

- Хотелось, когда учителем работал. Но я уравновешенный человек. Я и учителям ни разу не нагрубил, хотя иногда приходится извиняться за хоть и правильные, но нетактичные замечания. Я не стесняюсь признать свою ошибку.

- Игорь Владимирович, если вернуться к проблемам школы, что нужно делать в глобальном масштабе?

- Я скажу, что бы хотел в идеале. Пусть это популистское заявление, но пока не увеличится финансирование, причем в разы, ситуация не изменится. Дети будут ходить в школу, учителя - учить, но... все время с оглядкой на нищету. У нас вот уволился учитель информатики. И я не в обиде на него. Как он может учить компьютерному делу, не имея компьютера?

Необходимо сделать так, чтобы до школы доходили, в первую очередь, хотя бы те деньги, которые ей сейчас положены. И если государство не в состоянии помогать школе, надо дать ей возможность зарабатывать самой.

У нас хорошее оснащение мастерских (целый станочный парк) и завидное швейное оборудование. Единственное, что нужно, так это заказы. Например, чтобы мэрия или напрямую предприятия заказывали бы нам те же верхонки, халаты.

Конечно, в отдельно взятой стране коммунизм не построишь, однако многое можно было бы решить на местных исполнительном и законодательном уровнях. Депутаты горсовета, например, могли бы на основании закона об образовании разработать свои положения. К сожалению, среди депутатов облсовета, по-моему, лишь один представитель учительства, а в горсовете таковых нет вообще. Пытались баллотироваться директора школ, но ни один не прошел. В результате депутаты быстренько поделили финансовые комитеты, а об образовании не вспомнил никто.

На российском же уровне вообще готовится, на мой взгляд, утопичное реформирование. Взять переход на 12-летнее школьное образование. Это значит, что школу заканчивать будут в 19 лет. Да в эти годы многие уже семьи заводят. Нам что, ясельные группы в старших классах заводить придется? Или, к примеру, единая аттестация учеников: планируется школьные экзамены сделать действительными для вузовских, и те, кто сдал их слабенько, должен будет платить за обучение в институте на законных основаниях. Это дальнейшее расслоение общества.

- То есть вы - принципиальный противник платного образования?

- Не знаю, может быть, мы к нему когда-нибудь придем, но пока это нереально. Мы просто не готовы, иначе огромная часть детей не сможет получать даже начальное образование. Чем это грозит, думаю, объяснять не нужно. У нас и так уже много детей-наркоманов, а еще больше болтающихся, которых легко втянуть и в наркотическую зависимость, и в пьянство. Простой пример: спортивные клубы стали требовать плату, в результате дети перестали туда ходить. Кому от этого хорошо?

То есть я хочу сказать, что из кабинета директора и даже из кабинета начальника управления образованием проблем не решить. Нужно подключать депутатский корпус и городские власти. Иначе так и будем выживать.

- Я бы хотел еще о вас поговорить. С чего вы начнете завтрашний день?

- Как всегда - с обхода школьной территории. И закончу его так же.

- Вы авторитарный человек?

- В какой-то степени. Хотя и могу принять чужую точку зрения, если сочту ее верной.

- Расскажите о семье.

- Жена, сыну девять месяцев. Квартиры нет, живем у родителей. С деньгами туго, и супруга старается, в первую очередь, одеть меня - все-таки я чаще на людях. К сожалению, себе она во многом отказывает.

- Дача?

- Огород. Пашем там, как и все. Раньше часто выезжали с друзьями на природу, сейчас такое - редкость.

- Ребенка кем хотели бы видеть?

- Человеком. А профессию пусть сам себе выбирает. Хочу, чтобы он был лучше, чем я.

- Чем занимаетесь дома?

- Свободное время - редкость. Помогаю жене по хозяйству, не считаю это зазорным. Увлекаюсь аквариумом - успокаивает. Раньше я активно занимался спортом, имею звание мастера спорта по дзюдо. Когда был кандидатом в мастера, спорт бросил в силу разных обстоятельств. Сидели как-то с друзьями, они говорят: а слабо выполнить мастера? Нет, говорю. И, раз слово дал, начал снова заниматься и получил мастера. Сейчас со спортом - на «вы». Так, разве что в спартакиаде директоров...

- Поете, играете?

- Учился в музыкальной школе по классу духовых инструментов, играю на трубе. Петь не умею, но люблю.

- Какая самая дорогая вещь в доме?

- Семейный альбом.

- Что читаете?

- Сейчас преимущественно методическую литературу. А вообще люблю русскую классическую и особенно Достоевского, Булгакова. Из поэтов предпочитаю Пастернака.

- Сами-то не сочиняли?..

- А как же. В юношестве.

- Можно пару строк?

Жизнь хороша, она прекрасна, когда не чувствуешь обид. Так пой, душа, стремись ты к счастью. Благословен сей будет миг.

 - И последнее: жизненная установка?

- Живы будем - не помрем...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент