Город нашего времени

К сожалению, печальный опыт взаимоотношений нашего города и его жителей частенько наводит меня на грустные мысли: уж не утопия ли этот «Город для людей»? Неужели он существует лишь в наших фантазиях?.. Думаю, что большая часть новосибирцев старается делать все для того, чтобы наш город был краше, удобнее, чище. Но почему все мы испытываем дискомфорт, едва переступаем порог собственного жилища, своей «крепости»?
Устремления большинства человечества сводятся к достижению нормальных человеческих условий. Иосиф Бродский

 Казалось бы, с точки зрения развития цивилизации любой Город придуман для того, чтобы облегчить жизнь человеку. Причем в идеале жизнь городского жителя должна быть комфортной не только с позиции обустройства быта, но и с этической и эстетической точки зрения. Ассоциативно Город всегда воспринимается как система, дарующая своим жителям удобства, динамизм, чистоту. В моем представлении Город должен жить для человека и во имя человека.

К сожалению, печальный опыт взаимоотношений нашего города и его жителей частенько наводит меня на грустные мысли: уж не утопия ли этот «Город для людей»? Неужели он существует лишь в наших фантазиях? Я люблю свой Город. Его любят мои родственники, друзья, коллеги. Но почему наша любовь оказывается безответной, неразделенной? Думаю, что большая часть новосибирцев старается делать все для того, чтобы наш город был краше, удобнее, чище. Но почему все мы испытываем дискомфорт, едва переступаем порог собственного жилища, своей «крепости»?

Выйду на улицу, гляну невесело...

 Одна из моих избирательниц, Валентина Кузьминична, как-то долго допытывалась от меня ответа на один простой вопрос: почему в ее доме не работают лифты? Она исправно платит за все жилищно-коммунальные услуги, в лифтах никогда ничего не курочит и не гадит и даже «вездесущих» пацанов пытается призвать к порядку. Тем не менее организации, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией лифтового хозяйства уверяют, что деньги за свою работу они от Города либо не получают в принципе, либо получают сущие крохи. Но где же в таком случае те рубли, которые платит в своем ЖКО Валентина Кузьминична? Видимо, Город считает, что эти деньги нужнее в каком-то другом месте, при латании каких-то бюджетных дыр. Но при чем здесь рядовая новосибирская пенсионерка и многие тысячи других? Почему Город не вспоминает об их нуждах?

Выходит среднестатистический новосибирец во двор своего дома, и первым делом взор его наталкивается на... мусорные контейнеры. Их теперь загородили сеткой-рабицей и даже освобождают от мусора относительно регулярно. Но по чьему распоряжению они всегда располагаются в «красном углу» любого двора? Так удобно Городу, мусороперевозчикам. Но удобно ли это бабулям, дышащим свежим воздухом на лавочках у своих подъездов, или детям, играющим по соседству с баками, переполненными зловонными отходами?

Особенно меня поражает стойкость и терпение новосибирцев, в домах которых нет мусоропроводов. Хорошо, если у них во дворе в принципе есть мусорные баки. А некоторым приходится нести отходы своей жизнедеятельности чуть не в соседний квартал, где стоит единственный бачок, или, что еще замечательнее, бежать с ведрами к специальной машине, которая приезжает в строго отведенное время раз в два (!) дня.

Впрочем, с таким невниманием Города к насущным потребностям «маленького человека» мы сталкиваемся на каждом шагу. У нас почему-то не принято обращать внимание на состояние внутриквартальных дорог, большая часть которых просто не выдерживает никакой критики. Кто пользуется этими дорогами, особенно на окраинах жилмассивов? Только не те, кто управляет Городом. И вовсе не они бьют на этих «полосах препятствий» свои машины, не их дети ломают здесь ноги, падая с велосипедов, не их жен обливают грязью легковушки, плывущие по ямам и колдобинам, заполненным водой.

Город в принципе не волнует, как его жителям приходится вписываться в его систему. Светофоры на наших улицах устанавливаются не там, где удобно пешеходам, а в том месте, куда укажет Город. Асфальтовые дорожки прокладываются вовсе не там, где обычно ходят люди, а так, как удобно Городу. Ливневая канализация на многих магистралях не работает, поэтому мало-мальский дождь делает эти улицы опасными и для автомобилистов, и для пешеходов, каждый из которых рискует попасть под веер грязных брызг из-под колес проносящихся мимо машин.

По пальцам можно пересчитать в Городе парки, зоны отдыха горожан, в которых обычно проводят время молодые мамаши со своими малышами. На скамеечке поиграть в шахматы можно разве в Нарымском сквере, а в зеркальных кафе Первомайского сквера старые приятели не встречаются, там дорого просят за пиво... Почему в этом небольшом по размеру сквере необходимо было разместить сразу четыре кафе? Потому что за аренду земли в этом парке Город получает немалые деньги?

Сейчас стало модным открывать на первых этажах жилых домов разные общественные учреждения. Хорошо, если это просто магазин, который, по крайней мере, в восемь часов вечера прекращает свою работу (хотя я в этом соседстве вижу мало приятного: товар-то в них, как правило, завозится на грузовом транспорте, который при разгрузке порой по часу газует под окнами ни в чем не повинных жильцов верхних этажей). Но на какие муки Город обрекает новосибирцев, в домах которых открывают увеселительные заведения, особенно ночные клубы! Громкая музыка, постоянные драки, ежеминутно подъезжающие машины лишают покоя и сна всех, живущих в этом доме. Для чьего удобства Город открывает эти злачные учреждения? Почему интересы многих приносятся в жертву избранным?

Дороги мои, дороги, придумали вас не боги

 Но отдельного анализа достойна тема так называемого ямочного ремонта новосибирских магистралей и ремонта теплотрасс, которые Город традиционно возводит в ранг мероприятий года. Как только осенью Город отчитывается перед нами о проделанных работах, называемых «подготовкой к зиме», как тут же начинает готовиться к ремонту, который будет проводиться в следующем году. Обычно при ямочном ремонте вырывается одна большая или много маленьких ям, как правило, в самом неподходящем месте. Делается это под общим девизом «аварийные работы». Название, кстати, очень верно отражает суть происходящего, потому что аварии в нашем Городе следуют одна за другой, как обязательное сопровождение - акции разрытия. Особенно это заметно, когда в связи с ремонтом теплотрасс Красный проспект и улица Советская превращаются в ловушку для автомобилистов. Попробуйте проехать через центр города в выходные дни, проверьте сами. Стало уже народной приметой: как только дорожники приведут в порядок проезжую часть, заасфальтируют ее, непременно через несколько дней в это же самое место приедут энергетики, чтобы опять разрыть улицу и начать ремонт теплотрасс.

Очень интересной и особо «действенной» показалась многим автолюбителям новая технология ремонта магистралей, примененная, к примеру, на перекрестке улиц Ватутина и Немировича-Данченко. Очень аккуратно специальной фрезой выбирается старый асфальт. Тем самым на проезжей части «вырисовывается» интересный рельеф из полос, прямоугольников и квадратов. И эти «художества» местных дорожников создают полосы препятствий, почти непреодолимые для легковых автомобилей. Дорога становится похожей на стиральную доску. Даже машины-внедрожники типа джипов притормаживают, прямо как на знаменитой «пьяной дороге», до которой многие годы никак не дотянутся руки представителей администрации Кировского района. Эта дорога «художественно» оформлена не только заплатами разных материалов и возрастов, но еще и позабытыми здесь трамвайными рельсами.

Новосибирские дороги столь разбиты, что стали уже притчей во языцех. Автолюбители говорят, что таких дорог, как в нашем городе, не встретишь нигде в Сибири. Причем сталкиваешься с нашими дорожными радостями сразу же, как только въезжаешь на территорию области. Контраст между, например, кемеровскими и новосибирскими дорогами поразительный. Из-за наших рытвин и колдобин, расположенных в самых неожиданных местах, гибнут под колесами транспорта люди, разбиваются машины. Некоторые наивные новосибирцы пытаются судиться с Городом, с дорожниками, представителями государственных служб, в чьи обязанности входит контроль за качеством проезжей части дорог. Известен лишь один случай, когда житель Города отсудил энную сумму у дорожной фирмы, доказал-таки суду, что именно из-за ямы, образовавшейся посреди городской улицы, его машина была вдрызг разбита, а водитель и пассажир поплатились собственным здоровьем. Но победу ему праздновать рано. Со дня вынесения судом решения прошло уже полгода, но сумма ущерба с дорожников так и не взыскана. Кто такой этот потрепевший? Какую личную неприязнь он испытывает к городу? Разве может он тягаться с государственной махиной? Кому в этом городе интересны его проблемы?

С некоторых пор в любимом Городе начали использовать еще одну «забавную» технологию ремонта дорог: трещины в асфальте абстрактными зигзагами сначала поливают битумной мастикой, а затем посыпают отсевом или песочком. Не забыли еще, какая пылевая завеса стояла после такой процедуры, к примеру, на улице Титова, или в самом «сердце» Города - на Красном проспекте? Так вот, это как раз последствия ремонтного нововведения. Пыль оседала на нашей одежде, забивала легкие, скрипела на зубах. Однако служба санэпиднадзора, представители которой, по логике вещей, должны следить за чистотой воздуха в Городе и которые штрафуют промпредприятие за выбросы вредных веществ в атмосферу, на такие вещи почему-то не обращают внимания.

Между тем у городских чиновников логика железная: пыль в воздухе - это ерунда. Любите кататься, любите и эту адскую смесь прикатывать, миритесь с пылевыми явлениями. А не нравится - милости просим на объездные магистрали. Если таковые в принципе найдутся.

Вспомните, с какой помпой в прошлогонюю предвыборную кампанию открывали многострадальную Ипподромскую магистраль, главное призвание которой - именно разгрузить центр Города и улицу Бориса Богаткова. Увы, гипотетическая скоростная магистраль оказалась... тупиковой. Частный сектор, оказывается, снести и расселить Город не догадался. Вот и стоит теперь полупустынная Ипподромская магистраль как памятник чиновничьему головотяпству.

А сколько проклятий достается родному Городу от жителей улиц Советской, Промышленной и Бориса Богаткова! Каждое лето их то разрывают, то ремонтируют. Тратятся колоссальные бюджетные (читай: наши с вами, кровно заработанные и отданные Городу в виде налогов) деньги. А воз и ныне там.

Я знаю совершенно точно, что существуют новые технологии, повышающие прочность асфальтового покрытия в разы, увеличивающие срок службы теплотрасс. Например, технология «труба в трубе», когда металлическая труба как бы вкладывается в полимерную. Даже шли разговоры о строительстве в Городе завода по производству таких труб. И где этот завод? Да зачем он нашему Городу, если карманы рядовых новосибирцев бездонны, и качать оттуда деньги на бесконечные и малоэффективные ремонты дорог можно ой как долго!

Через очень небольшое время неустроенность наших дорог спрячется под снегом. Но и зима нас, жителей города, мало чем может порадовать. Коммунальные службы Города никогда (и это просто потрясает) не успевают за природными катаклизмами. Если начинается снегопад, то это превращается в стихийное бедствие, широкомасштабную катастрофу, ликвидировать последствия которой приходится в авральном порядке. А ведь каждую осень Город бодро рапортует нам, что муниципальный снегоуборочный транспорт к зиме готов. Тем не менее автомобилисты с большим трудом передвигаются по заснеженным улицам Города. А «безлошадные» горожане, чертыхаясь, штурмуют снежные отвалы, которые по непонятной нам причине образуются на остановках общественного транспорта.

Зато чего у нас зимой в избытке, так это песчано-соляной смеси. Городу недосуг подумать о том, во что превращается дорогостоящая зимняя обувь новосибирцев после прогулок по столь любимой ему (Городу) смеси. Солью и песком дороги зимой посыпают столь обильно, что потом чуть ли не до середины лета этот песок старательно вымывают с городских улиц. А пока этот песок не ликвидируют, все мы вынуждены задыхаться в остаточной пыли. Почему Город считает, что это правильно?

Так, собственно, в чьих интересах «благоустраивается» Город? В конце концов, Город создан для человека или человек существует для Города? Он сейчас отдан на откуп муниципальным и дорожным службам, которые делают с ним все, что им угодно. А как угодно его жителям - это их интересует меньше всего. Почему Город считает себя вправе так относиться к своим жителям? Складывается впечатление, что человек создал некое монстроподобное чудовище - Город, который постепенно вышел из-под контроля своего создателя и фактически начал пожирать его.

И все-таки, несмотря ни на что, кто бы и где бы ни говорил о невоспитанности наших горожан, нехватке денег на благоустройство Города, я не могу поверить, что наш Город не может стать «жемчужиной Сибири». Когда я слышу от чиновника традиционное «дефицит бюджета», то мне всегда хочется одернуть его: городская казна - это вовсе не деньги Города, это наши деньги, деньги его жителей. И мы отдаем их Городу вовсе не для того, чтобы чиновники швыряли их в дорожные ямы и мусорные бачки. Мы хотим, чтобы жилось нам в родном Городе комфортно. Чтобы мы все чувствовали его заботу о каждом из нас. Чтобы мы жили в нем хозяевами, а не пасынками и падчерицами, которых терпят в этом доме-Городе лишь по необходимости.

Николай МОЧАЛИН, директор ЗЖБИ-4, депутат Новосибирского областного Совета
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент