< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Бастовать, конечно, проще

У нашего городского транспорта есть свои если не реликвии, то символы. К ним, бесспорно, относится автобусный маршрут 8э от города до Академгородка - легендарная «восьмерка-экспресс».Сегодня здесь трудятся экипажи ПАТП-3 - всего 18 машин в день. Некогда один из лучших в городе, коллектив этот в последнее время тоже знаменит - забастовками с пикетированием собственных ворот и массовым невыходом на линию. Причина, как известно - задержки зарплаты...Как ПАТП-3 сегодня зарабатывает свою зарплату? Чтобы оценить этот процесс, достаточно прогуляться на конечную остановку «восьмерки» у станции метро «Речной вокзал»...

 У нашего городского транспорта есть свои если не реликвии, то символы. К ним, бесспорно, относится автобусный маршрут 8э от города до Академгородка - легендарная «восьмерка-экспресс».

Старожилы Советского района вспоминают ее прямо- таки с ностальгией. Посадка на конечных остановках - строго по очереди. Интервал в «пиковое» время - 3 минуты. И немудрено: 28 автобусов ежедневно работало на маршруте. Подвижной состав - сплошь новые «луноходы»-ЛИАЗы и «Икарусы». В общем, не жизнь пассажирская, а сплошная малина с клубникой.

Сегодня на знаменитой «восьмерке» трудятся экипажи ПАТП-3 - всего 18 машин в день. Некогда один из лучших в городе, коллектив этот в последнее время тоже знаменит - забастовками с пикетированием собственных ворот и массовым невыходом на линию. Причина, как известно - задержки зарплаты, источник которой сегодня практически один: сумка работающего на линии кондуктора. Как грубовато говорится: как потопаешь, так и полопаешь. Впрочем, это справедливо для всех транспортников, да и не только для них: волков ноги кормят, журналистов - перья, а автомобилистов - колеса.

Как ПАТП-3 сегодня зарабатывает свою зарплату? Чтобы оценить этот процесс, достаточно прогуляться на конечную остановку «восьмерки» у станции метро «Речной вокзал».

Рядовая пятница 1 сентября. Ничем не примечательное время 13.40. Народу, желающего уехать в Академгородок, по самым скромным подсчетам, скопилось человек под 200. И - ни одной «восьмерки».

Изучаю декорации. Прямо над расписанием висит ободранная картонка «Посадка в порядке очереди». Верно, было здесь такое - до тех пор, пока водители ПАТП-3 не стали открывать на посадке вместо одной двери автобуса сразу обе. Теперь, благодаря этому, автобусы берутся штурмом. Как говорится, стариков и детей просят не беспокоиться.

13.45. К остановке подходит тихоходный автобус маршрута 2 из ПАТП-3 - час пути до Советского района со всеми остановками. «Двойка» забита народом уже от автовокзала, уехать мало кому удается.

Изучаю расписание «восьмерки» - ну очень интересная картина. С 13.08 до 14.39 официальный интервал движения 16-18 минут. Сошел с линии автобус - имеем разрыв в полчаса, не вышел еще один - без малого в час.

На противоположной стороне улицы - оживленное движение частных автобусов в сторону Калининского района. Не успел отъехать один, как становится на посадку другой. А вот до Академгородка кустарей-одиночек с автобусами практически нет - к услугам пассажиров одни «Газели» по десять рублей с клиента.

Невыгодная трасса? Отнюдь: и народа, стремящегося в Академгородок, достаточно, и тариф в 5-6 рублей вполне бы себя окупил. Но частных автобусников сюда практически не пускают за редким исключением: или стой, пассажир, до посинения, или готовь «червонец» «Газели» под выхлопную трубу. Кому выгодно такое положение дел, можно только догадываться.

13.55. На горизонте появляется автобус - «пазик» 622-го маршрута а327св того же ПАТП-3. Желающие уехать быстро перекучковываются, обычно 622-е берут пассажиров, чуть не доезжая до остановки «восьмерки». На сей раз удача не на их стороне - водитель проскакивает метров на 50 вперед. Толпа единым монолитом движется ему вслед, и человек десять успевают даже добежать. Остальные остаются провожать «пазик» взглядом.

Такого рода спорт на этой конечной остановке «восьмерки» в порядке вещей. То водитель тормозит, не доехав до столба с обозначением остановки, то проезжает его - по настроению. В общем, своего рода лотерея для пассажиров. Народ только успевает качаться маятником вперед-назад, нередко сбивая с ног самых слабых.

Оглядываю остановки других маршрутов. Там кипит оживленная жизнь. Челноками снуют автобусы ПАТП-4 с 12-го, 21-го, 68-го маршрутов. Уж на что редко ходит по расписанию 75-й маршрут ПАТП-8 - и то в полном соответствии с графиком отправляются один за другим два автобуса. И только «восьмерки» отсутствуют полностью. Такое ощущение, что в ПАТП-3 опять забастовка.

14.10. Вдруг, откуда ни возьмись, подъезжает еще одна машина ПАТП-3: 49-66 НБЭ, 36-й маршрут. И теперь уже - «недоезд» метров на тридцать: пассажирский народ ломится стадом слонов - играть так играть! Спринт, свалка у двери - и самые сильные и везучие уезжают. Кто послабее - ждет по-прежнему.

14.15. Снова «пазик» 601-го маршрута в515хм из ПАТП-8. Этот идет заполненный битком от площади Маркса, и хоть и останавливается там, где его ждут, но втиснуться удается всего трем-четырем ожидающим.

14.25. Смотрю на часы - за 45 минут ожидания ни одной «восьмерки». Народу - как за бесплатным пивом: толпа клубится аж на проезжей части, мешая движению троллейбусов. Что ж, пора идти в диспетчерскую.

Представляюсь. Симпатичная дама в окошечке только тяжко вздыхает:

«Восьмерка»? Звонили уже - начальство в курсе. А что мы можем сделать? Вот, смотрите, ведомость. Ушел рейс в 13.12, а дальше сплошные «дыры». Теперь ждем только в 14.39. И ничем не подменить - машин ПАТП-3 здесь нет, они все в Академгородке».

Изучаю ведомость - сплошь белые пятна, как в Антарктиде. Вот и сейчас сорвано то ли четыре, то ли пять рейсов подряд. Причем заметно, что оставшиеся машины расположены неравномерно - второстепенные графики еще немного закрыты рейсами, а ключевые, обеспечивающие движение в самое напряженное обеденное время, зияют пустотой.

Бастовать и требовать зарплату за такую, прости господи, работу на фоне других реально «вкалывающих» ПАТП и получать эту зарплату от мэрии на блюдечке - так мы действительно далеко уедем. Но наблюдение продолжается, надо же дождаться хоть один бывший образцовый автобус.

14.34. Наконец-то! После полутора часов ожидания со стороны Академгородка появляется первая «восьмерка». Так, ближе, смотрю номер: 89-83 НБФ, ЛИАЗ. Проверим по компьютеру.

Да-а... Ей-богу, мои комментарии при виде этого автобусного урода после полуторачасовой паузы при читательницах приведены быть не могут. Руководство ПАТП-3 не нашло ничего лучшего, как послать на рейс так называемую инструкторскую машину. Поясню: салон ЛИАЗа урезан, ибо кабина начинается от передней двери, часть сидений с левой стороны по ходу у той же двери - там, где обычно садятся ветераны и дети, - отсутствует. Ну, в общем, скот в таком автобусе возить еще можно, а вот людей...

Чтобы оценить такую «троянскую лошадь» по достоинству, надо знать специфику ПАТП-3. В свое время переделанных подобным образом машин с огромными кабинами для стажировки молодых водителей было немало в каждом ПАТП города. Затем им всем потихоньку вернули первозданный вид: стажеров в них сегодня не увидишь, а тому же пенсионеру или инвалиду присесть практически некуда. В ПАТП-3 все эти автобусы так и остались - неизвестно зачем. Впрочем, водителю удобно, кондуктору тоже.

То же самое и с отсутствием сидений по левой стороне. Инициатором превращения нормальных ЛИАЗов в подобные мутанты в свое время выступило именно ПАТП-3. И сегодня по маршрутам Академгородка гуляет несколько таких машин. Но одно дело - какой-нибудь 28-й маршрут, где ехать-то всего ничего, а другое - полновесный час езды на ногах на той же «восьмерке».

Можно помянуть в очередной раз и еще одно изобретение в ЛИАЗах ПАТП-3 - самодельные дырки, по которым воздух от двигателя, с парами масла и нередко с соответствующим ароматом поступает в переднюю часть салона: туда, где обычно сидят пассажиры с детьми и пенсионеры. Сколько было написано на эту тему, но ничего так и не изменилось.

Такое вот отношение к пассажирам в бывшем одним из лучших автобусном парке города.

Но куда же все-таки делись «восьмерки»? Из бесед с водителями «восьмерок» высветилась по крайней мере одна сторона проблемы. ПАТП-3 в последние год-два не отличалось мощной ремонтной базой. А чем старше автобус, тем большего ухода он требует. Схалтурил слесарь или моторист - и «валятся» машины прямо на линии: рейс-два сделал, и в гараж.

Понятно, что новых автобусов сегодня практически нет. Тем не менее несколько новых ЛАЗов ПАТП-3 в последнее время получило. Сколько из них попало на «восьмерку»? Ни одного! А старость, она и у автобуса, и у человека одинакова: ничего хорошего.

Впрочем, ссылаться на старые автобусы в «тройке», ей- богу, неудобно - в других ПАТП они не моложе. К примеру, самые древние машины и самые тяжелые трассы в городе у ПАТП-8, а работает это предприятие - дай Бог так каждому. Самые дорогие по запчастям и трудные для обслуживания «Икарусы» у ПАТП-4 - и ничего, бегают себе день за днем, как муравьи.

Может, все дело в том, что надо просто уметь работать?