От явки зависит многое. Если не все...

Политолог Дмитрий Пучкин анализирует предвыборный расклад.

Политолог Дмитрий Пучкин анализирует предвыборный расклад

 Дмитрий Пучкин когда-то сам был депутатом городского Совета. Возглавлял новосибирский стачком учителей, работал в областной администрации. Сегодня он эксперт фонда «Сибирь-Форум». С 1993 года принимает активное участие в выборных кампаниях. Именно Дмитрий Пучкин был автором справочника о политических партиях в нашем городе, который за шесть лет выдержал четыре издания. Сегодня он анализирует ситуацию вокруг выборов в городской Совет.

- После декабрьских и мартовских выборов была пауза, но нынешняя кампания по выборам в горсовет - это, безусловно, событие. Политические партии могут, образно говоря, проверить свои мускулы. Большой интерес проявляет и общественность. Косвенным показателем служит то обстоятельство, что после выборов мэра Новосибирска несколько месяцев обсуждалась вся проблематика, связанная с деятельностью городского Совета.

- Но на местные выборы у нас традиционно ходит не так много народа.

- Когда эти выборы не увязаны с общероссийскими, явка, конечно, снижается. Это подтверждают цифры. То же самое происходит по всей России. Это означает также и то, что наше население пока не считает значимой работу местных депутатов, поэтому и не проявляет большого интереса.

На Западе на подобных выборах нет процентной планки. Недавно был такой эксперимент и в России: в Санкт-Петербурге норму снизили с 25% до 10. И во многом благодаря этому смогли избрать всех депутатов. Возможно, это правильный путь, ведь муниципальное самоуправление - это прежде всего решение проблем людей. Значит, на выборы идут те, кто хочет, чтобы их решали.

- То есть неявка может сорвать выборы?

- Я считаю такую опасность реальной. Уже были случаи, когда выборы висели буквально на волоске. Но, хочу заметить, раньше у нас была упрощенная процедура голосования на дому. Она давала, по оценкам, до пяти процентов, но вместе с тем порождала многочисленные нарушения. Сегодня показатель может снизиться до одного-двух процентов, и это, безусловно, скажется.

Кроме того, у нас как-то сложилось, что само звание депутата городского Совета не является престижным. Способствовали этому и деятельность СМИ по дискредитации элдэпээровского большинства в Совете, и активные комментарии в том духе, что депутаты самостоятельно сделать ничего не могут. Ну и, конечно, отдельно нужно сказать об их решении о повышении квартплаты. Не будем говорить сейчас о самом решении, отметим, например, такой момент: авторитет депутатов в глазах очень многих ветеранов упал донельзя. Я знаю, что немало пожилых людей после этого просто не хотят идти на выборы. А по оценкам экспертов, на муниципальные выборы приходят, как правило, люди старше 50 лет.

- Получается, что нынешним депутатам вряд ли удастся переизбраться?

- Да. Это на Западе человек становится депутатом и потом на разных уровнях занимается такой работой на протяжении 20-30 лет. У нас же пока все по-другому, и лошадей меняют на каждой переправе. Вот статистика: в 1994 году в городской Совет прошел всего один из ста пятидесяти (!) депутатов прежнего созыва. В 1996-м - двое из девятнадцати. Хотя отмечу, что и среди нынешних депутатов есть люди, имеющие хороший шанс для переизбрания. Это те, кто умеет использовать ресурс собственно депутатской деятельности. Во-первых, нужно работать на сессиях, а многие депутаты даже этим не могут похвастать, во-вторых, в СМИ их тоже не видно и не слышно. А ведь нужно работать непосредственно с избирателями. И есть еще вопрос: как работать? Можно, конечно, выбить кабинет в районной администрации, и потом люди будут его очень долго искать, а можно открыть «точку» для встреч с избирателями именно на территории округа. Людям последнее гораздо удобнее.

Кроме того, отмечу еще один момент. Некоторые нынешние депутаты никак не связаны со своим округом: они там не живут, не работают и, более того, никогда не были связаны с ним раньше.

- О своем намерении всерьез побороться за депутатские мандаты заявили многие партии. У их кандидатов есть шансы?

- Сначала статистика. В 1994-м на выборах в горсовет было 103 кандидата, из них 48% - от партий и общественных организаций. Избрали тогда трех подобных кандидатов (33%). На довыборах партийных кандидатов было 45%, а успеха добились 20%. Наконец, в 1996-м - уже более 80%. То есть шел извечный спор между «назависимыми» и «партийными». Долгое время последние медленно, но верно вытесняли первых, которые традиционно именуют себя «хозяйственниками». Но последние выборы в облсовет показали: подобная тенденция сейчас не развивается.

Выставят своих кандидатов коммунисты, коалиция «Союза правых сил» и «Яблока», «Единство» (возможно, совместно с партией власти). Будут кандидаты от ЛДПР и «Демократического выбора России».

Что до независимых, то, как всегда, появится много новичков, которые неизвестно откуда возникают и неизвестно куда потом деваются, раскрученные кандидаты (пока, правда, таковых не наблюдается) и, наконец, список Городецкого.

- Вы полагаете, что такой список будет?

- Я думаю, что у властных структур всегда есть список. Другое дело, что он бывает разным. Кстати, Новосибирск - город демократический, и у нас никогда не было нарушений законов, подобных тем, что происходят в Приморье и Татарстане. У нас в основном спорят о том, каким должен быть Совет.

- Ну, это спор известный...

- Есть несколько моделей взаимоотношений: мэр - Совет. Можно вспоминать советскую модель, которую восстановили в «красном поясе», можно вспоминать «раннюю демократическую» модель. Но нет смысла в шараханиях, потому что сначала нужно определиться: а чего же мы собственно хотим? И неплохо бы поинтересоваться мнением избирателей на этот счет.

Очень много у нас говорят о разделении постов мэра и руководителя Совета, но мы должны жить по закону, а это означает, что до 2004 года Владимир Филиппович Городецкий будет и главой администрации города, и главой городского самоуправления. За это проголосовали люди на выборах. А если есть желание что-то изменить, то надо работать на будущее - опять же в соответствии с законом.

- Сенсацией прошлых выборов в городской Совет стал успех ЛДПР. Может ли что-то подобное повториться сегодня?

- Новосибирская организация ЛДПР была самой сильной в России. Но в 1997 году власти смогли привлечь опытных политтехнологов, и в результате ЛДПР провалилась на выборах в облсовет. На перспективах партии был поставлен крест. Кстати, тогда же была идея аналогичным образом действовать и против коммунистов. Но затем от нее отказались. В результате с коммунистами у нас никто не боролся, и сейчас они полны решимости взять реванш за вынужденный весенний компромисс. На руку им и низкая явка, и благоприятный политический расклад. Шансы у них есть, но если власть не будет надеяться на авось и заняться избирательной кампанией поручат не «доморощенным специалистам», а профессионалам, тогда, я думаю, мечты коммунистов о победе так и останутся мечтами.

- И последний вопрос: скандалы будут?

- Будут. И прежде всего на юридической почве. Избирательное законодательство все усложняется, а правовая культура по-прежнему на низком уровне. Поэтому и нужно использовать все возможности, предоставляемые законом, для того, чтобы выборы в городской Совет прошли нормально.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент