Пепси, пейджер, MTV... подключайся?

Говорят, степень зрелости общества определяется по тому, как в этом обществе относятся к старикам и детям. Так в каком же обществе живем мы? И в каком предстоит жить нашим детям?.. Пока над проблемами подрастающего поколения, нашего будущего бьются только родители и педагоги, без особого участия государства, все больше детей будет расти не как «цветы жизни», а сорняки на обочине.
Границы моего языка означают границы моего мира. Людвиг Витгенштейн.

 Слишком много в последние годы говорят о снижении рождаемости и отсутствии прироста населения, о демографическом взрыве «наоборот». Все меньше во дворах наших домов играет детей, все реже становятся ряды первоклассников в школах, все ниже конкурсы в вузах. У нас много пенсионеров и мало ребятишек. Все наши надежды на скорый подъем отечественной промышленности все чаще наталкиваются на непреодолимую преграду: работать на этих предприятиях станет просто некому. Нашей «рабочей молодежи» грозит участь каких-нибудь доисторических животных, вымерших в результате эволюционного развития общества. Правда, наших молодых ждет такая безрадостная перспектива из-за особого, скажем прямо, бездумного отношения наших властей к проблемам детства. Так ли уж по-детски несерьезны эти проблемы, как пытаются это представить власть предержащие? Ведь именно из-за них наша нация на глазах стареет, а молодежь все больше деградирует.

Как всякий нормальный отец я часто задумываюсь о том, в каких условиях растут наши дети, что их ждет в будущем. И вынужден признать: миром детства все больше правит золотой телец. Разумеется, при посредничестве взрослых.

Я уверен, что мое поколение согласится: до недавнего времени наша страна не на словах, а на деле была страной равных возможностей. Прежде всего у всех нас, тогдашних подростков, независимо от материального положения родителей, от их социального статуса, от собственно наших интеллектуальных способностей, была возможность на равных условиях получить в общем-то неплохое образование. Если у кого-то были способности и желание учиться, то не имело значения обстоятельство, кто у него родители - рабочие, крестьяне или ИТРовцы, где он живет или учится - в столице, районном центре или деревне. Сегодняшние 40-60-летние - это, как правило, интеллигенты (или просто высокообразованные люди) во втором поколении. У наших дедов часто за плечами было класса по 3-7. А вот отцы и мы, их дети, получили возможность учиться.

Потомки крестьян и рабочих становились директорами заводов, министрами, даже президентами. Я сам родом из Сузунского района Новосибирской области и горжусь своими корнями. Социальный статус, достаток семьи тогда не был преградой для нашего будущего. Да, были во времена и нашего детства такие, кто мог похвастать бутербродом с красной рыбой или школьной формой, сшитой по индивидуальному заказу. Мог, но не делал этого. Если кто-то и жил лучше других, это не принято было выпячивать, не было поводом для демонстрации превосходства.

Сейчас нам говорят, что тогдашняя внешняя одинаковость детей приводила к отсутствию индивидуальностей, личностей. Будто бы мы были серой, обезличенной массой. Да ничего подобного! Я убежден, и вряд ли кто-нибудь сможет меня переубедить в этом, что интеллектуальные способности нашего поколения были нисколько не ниже нынешних «индивидуальностей».

Учителя и преподаватели институтов жалуются сейчас на низкий уровень культуры речи, на ужасающую безграмотность нынешних подростков. Стоит один раз послушать разговор дозвонившихся в передачу модных радиоканалов горожан с ведущими («диджеями»). Поражаешься, насколько бессвязна и убога речь наших молодых. Невольно начинаешь задумываться: может, у них теперь и мыслей-то нет? Известно, что «кто ясно мыслит - ясно излагает». Если раньше считалось постыдным получить на улице замечание от взрослых за нецензурное словечко, то теперь ненормативная лексика в молодежном сленге все больше становится их нормой и образом жизни. Их уровень мышления - это «пепси, пейджер, MTV». И это наше поколение next? А ведь разговорная речь - точный показатель уровня общего образования и культуры человека. И этот уровень не может не внушать тревоги.

Да, они более раскованны, более свободны в общении. Но наши дети зачастую лишены умения сопереживать, сочувствовать, помогать друг другу, делиться с друзьями не только душевными переживаниями, но и половинкой принесенного в школу яблока. Мы все жили одинаково небогато, но были на многих жизненных позициях равными.

Наши дети и внуки многое приобрели. Но слишком уж великими оказались и потери. У них появилась возможность носить джинсы, смотреть эротические фильмы, играть в компьютерные игры. И при этом исчезла уверенность в будущем и возможность на равных пробивать себе дорогу в жизни.

Уже теперь, а тем более в дальнейшем, судьбу ребенка решает и будет решать степень материального благосостояния семьи.

Начнем с того, что для многих семей сегодня недоступны детские сады, потому что за «дошкольное воспитание» некоторым приходится выкладывать по половине своей заработной платы. Итог плачевен: малышей воспитывает улица, большинство из них приходит в школу плохо подготовленными, поэтому любовь «к свободе» у них вытесняет желание учиться.

Социальное неравенство отечественной системой образования доведено в буквальном смысле слова до абсурда. В школе родителей будущих учеников оценивают «по толщине кошелька», детей встречают «по одежке». А уровень и качество получаемых ими знаний зависит теперь вовсе не от природных способностей детей и даже не от профессионализма учителей, а от умения их родителей «договариваться» с администрацией школы. Определилась четкая иерархия школ, которые по сути по-прежнему все считаются государственными, а на деле некоторые из отнесенных к категории элитных, работающих в режиме частных. В них - индивидуальные программы, суперкачественное и разностороннее обучение, потрясающая материальная база. И все это удовольствие - за счет неких «спонсорских взносов» родителей.

А, как известно, нет денег, нет и стульев. Нет у взрослых возможности платить эти «взносы», значит и их дети автоматически лишаются возможности получить качественное образование. Так детям нынешних бюджетников, врачей, тех же учителей, носивших прежде почетный титул интеллигентов, достаются и школы поплоше, и учителя-бессребреники, готовые трудиться на одном энтузиазме, но хотя бы с элементарной обучающей базой, которой, увы, в этих школах обычно нет.

Разве раньше было бы возможно, чтобы в школе отменялись занятия из-за забастовки учителей, которым месяцами не платят зарплату? Теперь же это стало привычным явлением. Невозможно требовать от учителя, чтобы он душу вкладывал в воспитание и обучение своих учеников, когда у него в голове только мысль о том, как выжить... И опять-таки в первую очередь эти «голодные бунты» педагогов бьют по детям из необеспеченных семей. Зачем бастовать учителям частных школ, у которых совсем другие финансовые отношения с учениками и их родителями, другое отношение к работе? Да и про забастовки в престижных гимназиях или лицеях я пока не слышал.

При всей официальной бесплатности образования в муниципальных школах родители платят за очень многое: за уроки «сверх программы», за охрану, платный гардероб, уборщице, в «фонды» школы и класса, на ремонт, на подарки. Даже учебники теперь родители вынуждены покупать на свои собственные деньги. Ко мне, как депутату областного совета, как директору предприятия, очень часто обращаются за помощью директора близлежащих школ: нужен спортинвентарь, школьная мебель, краска для ремонта, мел (!) для писания на школьных досках. Почему власть забывает об этих ежедневных потребностях школ?

Более того, наши дети сейчас лишены возможности нормально устраивать свой досуг. Раньше альтернативой уличному препровождению времени для подростков была система спортивных секций. Сейчас и детский, и молодежный спорт становится все более элитным, дорогим. Проблема эта решаема. Например, таким образом. Город заполонили залы игровых автоматов. Но если помещения под эти залы сдавать в арену при условии участия арендаторов в городской кампании по ликвидации компьютерной безграмотности молодежи, система Интернет-клубов может стать современной альтернативой подростковому ничегонеделанию.

Сегодня часто говорят: «Книги - это устаревший способ хранения информации, сейчас популярны компьютерные технологии обучения, Интернет. Может быть. Но кто может себе позволить домашний компьютер и свободный доступ в Интернет? Обеспеченные люди. Дает ли компьютерную грамотность школа? Только в некоторых, элитных школах. Значит, для детей в бедных семьях появляется еще одна «возможность» отстать от ровесников.

И вряд ли в такой ситуации у нас появится третье поколение отечественной интеллигенции. Тем более что без спецподготовки, требующей колоссальных затрат, сегодня в вуз не может поступить ни один выпускник обычной, непрестижной школы. В то время как раньше, окончив поселковую школу, можно было поступить хоть в Московский университет, сейчас многие не мечтают даже о сельхозуниверситете.

Через все это наша семья прошла год назад, когда моя дочь Катя закончила обычную среднюю школу и решила поступить в вуз. Вот тут я впервые реально осознал, что нам предстоит пройти не через конкурс интеллектуальных способностей наших детей, а через конкурсный отбор родительских кошельков. Слава Богу, дочь поступила самостоятельно, так сказать, на бюджетной основе. Остальным повезло меньше. В Катиной группе 32 человека, из них бесплатно обучаются всего четверо.

Ректоры высших учебных заведений, даже государственных, все чаще говорят о необходимости введения законной платы за обучение. Сегодня же эта плата камуфлируется под разовую «спонсорскую помощь» при зачислении в вуз, под организацию специальных платных групп на отдельные «модные» специальности, под плату для тех, кто не набрал нужных баллов из-за недостаточной подготовки. Даже пользование институтскими библиотеками и возможность переэкзаменовки стала платной!

Раньше, если студент хорошо сдал сессию, ему платили такую стипендию, на которую можно было относительно безбедно жить в течение месяца, с некоторой родительской поддержкой. Сейчас же иногороднему студенту приходится все пять лет плотно сидеть на родительской шее. Его стипендии хватит разве что на проезд в городском транспорте. Студенты лишены даже возможности подработать. Кем? Сторожами? Так они теперь называются охранниками, для которых нужны специальные лицензии.

Выпускники элитных школ могут больше - они обеспечивают коммерческим структурам выход в Интернет, занимаются компьютерным дизайном... То есть школьное образование высокого уровня «на старте» взрослой жизни дает им преимущества в получении интересной работы, возможности финансово обеспечивать себя.

Разговоры об очередной реформе высшего образования или о новом этапе давно начатой, но вялотекущей реформы наводят на мысль, что ничего хорошего наших внуков не ждет. Предполагаемая концентрация государственных средств в вузах, пользующихся наибольшим спросом, приведет к тому, что бесплатными для абитуриентов станут только университеты Москвы и Питера, а в остальных городах учебные заведения будут существовать только на платной основе. Может ли большинство наших семей позволить себе роскошь отправить ребенка учиться в столицы? Конечно, нет. А учиться за деньги в родном городе? Чаще всего тоже нет.

Как только образование станет платным, оно станет достоянием только богатых.

Всеобщего высшего образования не бывает. Даже самые богатые страны мира, например Великобритания, где газетные заголовки пестрят сообщениями о проблемах финансирования, не могут позволить себе этой роскоши. Но в богатых странах существует отлаженная системы поддержки способных молодых людей из необеспеченных семей. Образовательные кредиты, именные стипендии, множество грантов.

Если власть нашего города и области хочет поддержать свою талантливую молодежь, об этом надо начинать думать сейчас. И думать быстро, эффективно внедряя идеи.

Я думаю, можно расширить систему отборочных конкурсов и олимпиад, а по их итогам проводить отбор кандидатов на стипендии. Во всех вузах города стоило бы определить стипендиатов мэрии, стипендиатов областного Совета депутатов. Власть должна планировать рабочие места для выпускников вузов, получавших городские и областные стипендии, в интересах региона. Обязательством со стороны получателя стипендии может быть отработка какого-то срока «на службе» города, области. Крупные коммерческие структуры могли бы тоже учредить свои стипендии для абитуриентов, проявивших свои способности через олимпиады, конкурсы. Спонсорство самого студента, а не учебного заведения более целесообразно.

Говорят, степень зрелости общества определяется по тому, как в этом обществе относятся к старикам и детям. Так в каком же обществе живем мы? И в каком предстоит жить нашим детям? Я думаю, что мои сегодняшние рассуждения по поводу отношения власти к проблемам детства найдут отклик у многих новосибирцев. Согласитесь, до тех пор, пока над проблемами подрастающего поколения, нашего будущего бьются только родители и педагоги, без особого участия государства, все больше детей будет расти не как «цветы жизни», а сорняки на обочине.

Николай МОЧАЛИН, депутат областного Совета, директор завода ЗЖБИ-4
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент