У меня, как у сапера, нет права на ошибку

Сегодня исполняется 70 лет Александру Чернобровцеву - художнику-монументалисту, заслуженному деятелю искусств РВ, члену Президиума Новосибирской организации Фонда культуры России и просто человеку, которому наш город во многом обязан своим обликом.Жить в Новосибирске и не знать имя Александра Чернобровцева невозможно. Потому что Чернобровцев и есть часть этого города, причем в самом что ни на есть зримом его воплощении...
Александр Чернобровцев

 Сегодня исполняется 70 лет Александру Чернобровцеву - художнику-монументалисту, заслуженному деятелю искусств РВ, члену Президиума Новосибирской организации Фонда культуры России и просто человеку, которому наш город во многом обязан своим обликом.

Жить в Новосибирске и не знать имя Александра Чернобровцева невозможно. Потому что Чернобровцев и есть часть этого города, причем в самом что ни на есть зримом его воплощении. Солнечные витражи златоглавой часовенки в центре Новосибирска - творение его рук. Большой мемориальный ансамбль монумента Славы - это он, Чернобровцев. Как и памятник Славы воинов-сибиряков в честь 55-летия Победы, монументальное панно в сквере Героев революции, интерьер станций первой очереди Новосибирского метрополитена, цирка, консерватории и многое другое, подаренное нам его талантом и любовью к городу, ставшего, в свою очередь, частью его жизни.

70 - возраст, когда за плечами многое: победы и разочарования, полет вдохновения и рутина тяжелой, черновой работы. Возраст, когда - чего лукавить - время подводить определенные итоги и самому себе отвечать на вопрос: не зря ли прожита жизнь?

- Наверное, не зря - я не пожелал бы себе другого. Когда оглядываюсь назад, вижу, что жизнь прошла в большом творческом напряжении. И результаты - я их тоже вижу. Идешь иногда по городу и думаешь: в этом я принял участие, и в этом. Каждая работа - это несколько лет жизни, напряженный труд и все-таки - победы.

- Что, на Ваш взгляд, лучшее из того, что создано? Что самое дорогое?

- Трудно сказать. Как для матери все дети родные, так и для меня это своего рода дети. Каждое творение дорого по-своему и появиться на свет могло только в свое время. Я был молодым, когда делал панно в сквере Героев революции. Это было романтическое для меня время, я именно так представлял себе величие события, и повторить это сейчас у меня бы просто не получилось - я стал другим человеком.

- Как рождаются Ваши замыслы?

- По-разному. Что-то всплывает в памяти, какие-то ассоциации, прозрение немножко, опыт. Кто-то из художников сказал однажды, что любое произведение должно быть открытием по содержанию и изобретением по форме. Это так. Тебя вдруг осенило, идея родилась, а надо ведь, чтобы все поняли, что ты хочешь сказать - значит, нужно еще и форму подобрать. Вот, например, замысел монумента Славы. К сожалению, он людьми не очень прочитывается, а значит, что-то теряется. За пилонами есть березовая роща, и деревья воспринимаются просто как березы. А это - Родина. И чтобы это прочитывалось, я приподнял березы над уровнем земли на 40 сантиметров. Но под ними должны были расти ромашки, васильки, чтобы было ясно - это кусок родной земли. Но нет ромашек и васильков, и никто их никак не посадит.

- Наверное, создавать то, что должно стоять годы, десятки лет - это колоссальная ответственность? Ведь тот же монумент, окажись он неудачным опытом, не сравнять с землей...

- Художник-монументалист - он как сапер. Он не имеет права ошибаться. Если художник-станковист написал картину, а она не понравилась, ее не приняли, ну что ж, взял и унес домой. А монументалист связан с огромными расходами, за ним - десятки людей, которые участвуют в проекте. Например, на монументе Славы самое дорогое - площадь, все засыпано, заасфальтировано, туда вложены большие деньги. Я делал формы рельефов, а отливали их на заводе, а это тоже чья-то зарплата, материалы. Все это обязывает. Поэтому монументалист не имеет права на ошибку, на субъективность, на свое, личное. Он должен говорить от имени всех.

- Но личность все же угадывается, поэтому творчество художника всегда воспринимается неоднозначно. Есть, вероятно, и те, кто критически относится к вашему.

- Импрессионистов, когда они появились, называли дикими, никто не принимал их всерьез. А сейчас это гордость Франции. Людям может не нравиться, если произведение художника не совпадает с тем, к чему они привыкли, что устоялось. А потом они говорят: посмотрите, он первый сделал это. Таковы законы искусства, законы жизни. А художник-станковист - он всегда в чем-то первооткрыватель.

- Вслед за взлетом вдохновения неизбежно следует рутинная, «грязная» работа по воплощению замысла. Всегда ли есть уверенность, что задуманное удастся?

- В творчестве есть доля авантюризма. Как я начинал работать над панно в сквере Героев революции? Условия какие были? Мастерской нет, опыта фактически нет - мне 27 лет было, когда приступил к работе, я сам не знал, художник я или еще нет, хоть и закончил институт с отличием. Не было чувства уверенности, что могу. Сейчас уже есть - я знаю, что будет трудно на первых шагах, но я справлюсь. Уверенность копилась по крупицам, когда возникали сложные ситуации, а я их преодолевал. Например, стена в сквере оказалась кривой - наклоненной на 40 сантиметров. А она почти 9,5 метра высотой, и если б я повесил на нее 90 тонн, а столько весило панно, все просто рухнуло бы. Пришлось делать новый фундамент, каркас металлический приваривать к стене, а уже на него монтировать панно. Так что, у художника есть много трудностей, кроме творческих, их тоже надо решать.

- Александр Сергеевич, представьте, что у Вас, помимо Вашего таланта, есть и молодость, и много денег, и полная свобода творчества. Что бы вы создали?

- Есть одна мечта - она уже в макете стоит, в мастерской. Я хотел бы на улице Восход, где кончается бульвар и трамвай пересекает улицу, поставить обелиск, который стал бы новым символом Новосибирска. Два камня с рельефным изображением нашей сибирской природы - тайги, рек... Камни держат прямоугольный блок, по торцу его - золото, алмазы, уголь, нефть - наши богатства. А на самом блоке стоит человек, который как бы вышел из этих ворот, распростер руки и восхитился сибирским простором - потому что вот она, Обь, раскрылась, и город перед ним. А сверху - след от ракеты. Гордый взлет и звезды, которые она пронзила. Этот след от ракеты - символ взлета мечты, торжества науки и техники, потому что город наш замечательный за 100 лет вымахал в один из крупнейших в стране и даже в мире. У обелиска, с одной стороны и с другой, - 6 пилонов, каждый посвящен какому-то этапу развития Новосибирска.

Я сам почти половину его истории прожил вместе с ним - 47 лет. А есть те, кто всю жизнь прожил. Кто строил этот город, у кого на глазах он рос, кто гордится тем, что живет в этом городе. Я хотел бы выразить эту гордость, сделать обелиск как символ торжества людей, создавших с нуля наш город.

- Пусть осуществятся Ваши мечты. Здоровья Вам на долгие годы и творческих удач.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент