< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Жатва бензиновых королей

Цены на бензин для новосибирцев в последние дни августа росли, как грузди после хорошего дождя. Самый ходовой 92-й, с ходу взяв семирублевый рубеж за литр, столь же лихо одолел и восьмирублевый. Самая любопытная точка зрения, озвученная в новосибирских средствах массовой информации по сему поводу, - дескать, ничего особенного не происходит...Что ж, желающие лизать выхлопную трубу у бензозаправщиков всегда найдутся...
Фото Аркадия УВАРОВА

 Цены на бензин для новосибирцев в последние дни августа росли, как грузди после хорошего дождя. Самый ходовой 92-й, с ходу взяв семирублевый рубеж за литр, столь же лихо одолел и восьмирублевый. Теперь заправка «жигулевского» бака обойдется в три с лишним сотни - и это, похоже, далеко не предел.

Самая любопытная точка зрения, озвученная в новосибирских средствах массовой информации по сему поводу, - дескать, ничего особенного не происходит. Обычное сезонное повышение тарифов плюс жатва на полях плюс заниженные по сравнению с мировыми цены на бензин в России. И вообще обслуживающие Новосибирск бензиновые коммерсанты - ангелы, а вот мэрия, отправившая запрос в Территориальное антимонопольное управление по поводу стоимости топлива в области и пытающаяся найти новых поставщиков, - бяка редкостная и неблагодарная.

Что ж, желающие лизать выхлопную трубу у бензозаправщиков всегда найдутся. Да и любого прохожего на улице можно в одночасье записать в пример для подражания - ведь мог бы и ножичком пырнуть, а так просто прошел мимо, и все. Гораздо интереснее попробовать снять все же лапшу с ушей и разобраться: много мы платим за бензин или все же мало? Тем более что проблема эта существует не только в России.

Есть в Интернете любопытный сайтик www.gasolineprotest.com. В переводе на русский - «бензиновый протест». И речь на нем именно о том же - о бензиновых ценах.

Против чего протестуют наши коллеги по капитализму? Взять, например, обитателей США. Цены на 92-й бензин или его аналоги в богатейшей стране мира в августе составили от 9 рублей 50 копеек за литр в штате Миссисипи до 11 рублей за такой же литр на далекой северной Аляске. Это при средней зарплате примерно в 50 раз выше нашей.

 И они протестуют! По всем штатам вой стоит - дорого! Взять бы этих протестантов, да на нашу зарплату и на заправочку какого-нибудь «Задрючинскнефтепродукта» - что бы они сказали? Думается, что такое соотношение между ценой на бензин и зарплатой им и в самом страшном сне привидеться не может.

Ну бог с ними - пусть спят спокойно. Но откуда же тогда сверхприбыли наших нефтяных королей и бензиновых «шестерок», если цена на бензин у нас и в Штатах довольно близка?

А вот откуда. В мире, образно говоря, есть два подхода к бензиновым ценам. В Штатах бензоколонки обременены минимумом налогов, ибо их товар стратегически важный и принципиальный для настроения избирателей. Попробуй повысь налог и, следовательно, цену: любого самого популярного президента и его партию так смешают с грязью и прокатят на выборах, что мало не покажется.

Другой подход существует в Европе. Здесь стоимость литра бензина - от 22 до 30 рублей опять же при их зарплате. Но львиная часть из этой суммы - до 60% - идет в прямой доход государства в виде акцизного налога. Европейцы тоже протестуют, разумеется, но более вяло. Во-первых, за счет бензиновых денег здесь развита мощная система социальной помощи, которой в той или иной мере пользуется большая часть населения. Во- вторых, размеры территории и качество дорог здесь таковы, что на одном бензобаке можно объехать несколько стран - и еще топливо останется.

Россия, как всегда, шествует своим путем, при упоминании которого любой гражданин нормальной страны автоматически тянет палец к виску в международном жесте. Мы экспортируем бензин почти исключительно в Европу, тем самым мощно кредитуя бюджеты европейских стран за счет взимаемых ими налогов и создавая их жителям райские условия жизни по сравнению с нашими согражданами. Внутри страны мы держим запредельные для наших доходов цены за счет монополизма производителей и картельных сговоров продавцов-посредников. Тем более что, как говорится, был бы несогласный с этой схемой - а киллер на него найдется: по числу заказных убийств топливная отрасль традиционно находится в лидерах.

Да и созданная кое-кем легенда о добрых новосибирских богатырях-поставщиках «Сибнефти» да ЮКОСе - миф, причем довольно дутый. Примерно так в старину цыгане «надували» коней для продажи, что красочно описано Шолоховым в «Поднятой целине». Чтобы выдернуть затычку и «спустить» лошадку, достаточно проехаться по сферам влияния других компаний. К примеру, еще в июне в Санкт-Петербурге литр бензина стоил на целый рубль дешевле, чем в Новосибирске - это при том, что нефть добывается все же в Сибири, а не в Ленинградской области.

Прогнозы? Увы, тоска болотная, если трезво оценить ситуацию. Народ у нас по бензиновому вопросу традиционно безмолвствует. Президент тоже безмолвствует, правда, нетрадиционно, в отличие от предшественника. В общем, дери с нас, Емеля - твоя неделя, причем не неделя даже, а круглый год.

К тому же в России - и только в России - принято идти на виселицу со своей веревкой. И вот наша, прошу прощения за выражение, Дума при российских разбитых дорогах и огромных расстояниях решила действовать по- европейски, приняв повышенные ставки акцизов на бензин с 2001 года. Так что светлое ценовое будущее на бензоколонках у нас еще впереди - через полгодика и нынешние восемь рублей за литр раем казаться будут.

P.S. При перерасчете цен использован курс Центробанка: 1$=27.75 рубля.