Барахолка с гарантией

...Уговоры обходить барахолку - напрасный труд. С нашими тощими кошельками на вещевой рынок мы ходили и ходить будем. А раз так, то, чтобы не глотать потом слезы, не худо бы запомнить: покупая вещь, требуйте от продавца выписки, как говорят в торговле, «мягкого чека». На нем должны быть указаны дата приобретения и стоимость покупки, ряд, торговое место, фамилия частного предпринимателя, его роспись. Такие чеки продавцов обязывает выдавать руководство всех вещевых рынков города. К сожалению, особых успехов, по понятным причинам, в этом плане пока не наблюдается.Продавцов своим требованием вы не удивите...

Проблемы за свои же деньги

 Мои новенькие, купленные на рынке у ГУМа, босоножки протянули четыре дня. На пятый каблук одного лопнул. Под ногой он безобразно расплющивался и издавал противный чавкающий звук. Неся обновку в мусорный контейнер, я с сожалением думала про выброшенные на ветер 300 рэ и про то, что на дачу опять придется ехать в несносимых цебовских сабо. «Сама виновата, кто же обувь на барахолке покупает, - подсыпала соль на раны подруга. - Вот если бы то же случилось с туфлями из магазина, вернула с чеком, и никаких проблем. И вообще, что ты хотела за такую дешевку!» Приходилось горестно кивать, хотя, по моим понятиям, 300 рублей не такая уж дешевка, и пускай не на все лето, но на месяц отпуска босоножек вполне могло бы и хватить.

Словом, история банальнейшая. На эту тему есть что сказать почти каждому, кто время от времени наведывается на вещевой рынок. Сэкономив свои кровные, мы заранее готовы потом схватывать расползающиеся швы. Но ладно, если покупка - футболка, платьице или спортивные треники. Некоторые смельчаки отваживаются покупать на вещевом рынке дорогущие шубы, зимние сапоги, бытовую технику. Тут потерянной сотней не обойдешься. С покупкой, сделанной в магазине, все ясно. В случае дефектов при наличии чека вам с большей или меньшей нервопотерей все-таки заменят некачественную вещь. По Закону о защите прав потребителей продавец в течение двух недель обязан заменить даже доброкачественный товар, если он не подошел вам по фасону, размеру, расцветке, при условии, конечно, если вы догадались сохранить чек, упаковку и все товарные ярлыки.

С вещевым рынком другое. Туда требовать своих прав отправляются только самые пробивные. Большинство же, как я, молча глотают обиду. Впрочем, как выяснилось, совершенно зря.

- Требования Закона о защите прав потребителей распространяются на все торговые предприятия, независимо от права собственности, - говорит руководитель отдела защиты прав потребителей администрации Ленинского района Татьяна Алькова. - Хотя, конечно, при нынешних условиях реализации на вещевых рынках обменять или вернуть некачественную вещь, в случае если покупатель убежден, что вся партия бракованная, вовсе не так просто. Иногда сам покупатель забывает место, где приобретен товар, бывает, продавцы на несколько дней меняются местами. Чеков нет, товары идентичны, свидетели, как правило, находятся и у той, и у другой стороны. Тем не менее, когда имеет место приобретение дорогостоящего товара, который, мы видим, имеется в продаже, за такие дела все-таки беремся. В присутствии нашего инспектора и администрации вещевого рынка разговор сразу становится куда корректней: продавцы держатся за свое место. Большинство претензий удовлетворяются добровольно. Если же какой-то из продавцов два-три раза попадает в поле нашего зрения из-за нежелания решить с покупателем возникшую проблему, мы ходатайствуем перед руководством вещевого рынка о расторжении с продавцом договора аренды.

Вещевой рынок у ГУМа - территория Ленинского района. Естественно, у здешнего отдела защиты прав потребителей на работу с барахолкой уходит немало сил. Как мне сказали в отделе по защите прав потребителей, им удается удовлетворять около 60 процентов претензий по товарам, приобретенным на вещевом рынке. В остальных случаях продавца либо не находят, либо невозможно доказать сам факт приобретения товара на данном торговом месте. Чаще всего яблоком раздора становятся некачественные одежда и обувь. По этому поводу есть и более точная статистика. За прошедшие полгода из 208 обращений в отдел по качеству обуви и одежды в 141 случае местом покупки являлись вещевые рынки и ярмарки и только в 67 случаях стационарные магазины. Но даже в этих условиях в пользу потребителей решено 143 дела. В досудебном порядке возвращено 134717 рублей. В восьми случаях дело передано в суд.

Суд - вариант для упорных

 Ясно, что из-за лопнувшего к вечеру мяча или севших валенок - в решение таких проблем районному отделу защиты прав потребителей тоже приходилось вмешиваться - с судом никто связываться не станет. Наш народный суд при возможности народ старается обходить. По причине затрат нервов, длительных сроков ожидания судебных заседаний. «Знай я заранее, сколько времени потребуется и какие унижения придется испытать, ни за что не обратилась бы в суд», - с болью говорила мне Е.М. Скокленко, чей иск разбирался районным судом в нынешнем июне. В декабре прошлого года Елену Михайловну угораздило купить на вещевом рынке у ГУМа зимние сапоги за 1150 рублей. Обнаружив дефекты, она буквально через несколько дней вернулась к продавцу. Та покупку признала, но вернуть деньги отказалась наотрез. То, что сделала Елена Михайловна , под силу только самым упорным и настойчивым - товарную экспертизу, обращение в суд, вытерпела не одну беседу с визжащей торговкой. Состоявшееся больше чем через полгода судебное слушание обязало продавца вернуть Скокленко 1800 рублей -цену сапог, стоимость экспертизы, моральный ущерб. Хотя сама Елена Михайловна вряд ли оценит его в такую сумму. По ее словам, сейчас к барахолке она ближе чем на три версты не приблизится.

Досталось в этой истории и ведущему специалисту районного отдела по защите прав потребителей Владимиру Болотину, которого разъяренная продавщица обвинила в давлении и на которого теперь грозится подать в суд. Молоко в качестве компенсации профессиональной вредности сотрудникам отделов по защите прав потребителей точно бы не помешало. С какими только случаями им не приходится иметь дело, с какими только людьми по обе стороны прилавка сталкиваться. У Владимира Егоровича, он как раз курирует вещевой рынок, ликов барахолки хватило бы на целую галерею. Но если об упорстве и настойчивости таких, как Скокленко, Болотин говорит с уважением, то большинство нашего брата-покупателя поражают, мягко скажем, легкомыслием. Причем невзирая на дипломы и порой почтенный возраст. Один из самых последних примеров - с шубой, которую прикупила на Гусинобродском вещевом рынке пенсионерка Мария Васильевна (не будем называть ее фамилию - бедная женщина и так, наверное, еще не отошла от пережитого). Так вот, 27 августа выложила она за каракулевую шубу 9500 рублей. Принесла покупку домой, принарядилась перед зеркалом и... в ужасе начала находить один за другим дефекты. Сколько было при этом выпито валерьянки - неизвестно, но на следующее утро Мария Васильевна уже стучалась в пункт милиции на вещевом рынке, а потом полетела к себе в Ленинку - в отдел по защите прав потребителей. «Какой ряд, место?» - начал спрашивать покупательницу Болотин. «Да какое там место, - рыдает та, - одна русская, остальные цыгане. Сами знаете, на входе кричат: «Шубы! Шубы!» Нет, мало нас жизнь учит. Кто знает, как пережила бы такой удар Мария Васильевна, если бы за это «дохлое» дело не взялись в отделе по защите прав потребителей. Что удивительно, нашли-таки с милицией этих «цыган и одну русскую». Те, видно, убоявшись стражей порядка, вещь признали и после длительных переговоров (можно представить каких!) вернули Марии Васильевне 9400 рублей, взяв все-таки стольник «за услуги».

Прочти и передай другому

 Что ни говори, а Марии Васильевне повезло. Гораздо чаще случается иначе, и таких примеров, увы, большинство. Хотя, чтобы не попасть в их число, достаточно помнить всего-навсего несколько простейших правил.

Во-первых, говорят в отделах по защите прав потребителей, покупки все-таки лучше делать в стационарных магазинах.

Хотя бы дорогостоящей обуви, одежды, бытовой техники. Если мы хотим блага своему ребенку, игрушки, детскую одежду, обувь тоже лучше покупать в магазине. На товарах с барахолки не найдешь гигиенических сертификатов и произведены они, как правило, с нарушением стандартов и норм, предъявляемых к изделиям для детей.

Однако уговоры обходить барахолку - напрасный труд. С нашими тощими кошельками на вещевой рынок мы ходили и ходить будем. А раз так, то, чтобы не глотать потом слезы, не худо бы запомнить: покупая вещь, требуйте от продавца выписки, как говорят в торговле, «мягкого чека». На нем должны быть указаны дата приобретения и стоимость покупки, ряд, торговое место, фамилия частного предпринимателя, его роспись. Такие чеки продавцов обязывает выдавать руководство всех вещевых рынков города. К сожалению, особых успехов, по понятным причинам, в этом плане пока не наблюдается.

Продавцов своим требованием вы не удивите. Правда, вот беда, у них почему-то всегда нет с собой бумаги. Что ж, те же самые данные вполне можно записать на коробке с товаром или на ярлычке изделия. Если продавец отказывается выполнить вашу просьбу, без сожаления проходите мимо. Точно такую же вещь вы скорей всего обнаружите через несколько шагов, к тому же убережетесь от заведомого брака. Неплохо на всякий случай запомнить адрес бюро товарных экспертиз. Оно находится на улице Орджоникидзе, 11 (телефон 22-63-36). Стоимость экспертизы от 50 до 150 рублей. Выложите эту сумму - выиграете гораздо больше: в случае, если товар действительно некачественный, продавец будет вынужден не только заменить изделие или вернуть деньги, но и возместить вам расходы на экспертизу.

Понимаю, растиражированные газетой советы покупателям у продавцов вещевого рынка особого восторга не вызовут. Окажемся мы способными учениками, у сотрудников отделов по защите прав потребителей дел, надо полагать, тоже прибавится. Зато и процент возвращенных некачественных вещей будет не 60, а гораздо выше.

- Нам надо учиться уважать себя, - сказали мне на прощанье в Ленинском отделе по защите прав потребителей. - Когда мы перестанем молча сносить обман и недобросовестность торговли, тогда и Закон о защите прав потребителей будет действовать в полную меру, а вещевой рынок станет нормальным торговым центром.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент