< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Японская одиссея «Старого дома»

Театр «Старый дом» вернулся из Саппоро, где гастролировал со спектаклем «Проклятие меча».У «японского» спектакля «Старого дома», поставленного Семеном Верхградским стилизацией под театр кабуки, завидная «выездная» биография. В прошлом году спектакль уже вывозился в Японию. Тогда это было Токио. Экзамен «на японскость» актеры и режиссер, видимо, выдержали достойно. Последовало повторное приглашение, на этот раз в город-побратим Новосибирска Саппоро.

 Театр «Старый дом» вернулся из Саппоро, где гастролировал со спектаклем «Проклятие меча».

У «японского» спектакля «Старого дома», поставленного Семеном Верхградским стилизацией под театр кабуки, завидная «выездная» биография. В прошлом году спектакль уже вывозился в Японию. Тогда это было Токио. Экзамен «на японскость» актеры и режиссер, видимо, выдержали достойно. Последовало повторное приглашение, на этот раз в город-побратим Новосибирска Саппоро.

- Драматических театров из России в Саппоро не видели по крайней мере последние лет пятнадцать, - рассказывает директор театра Нелли Новицкая.

К тому же наш театр оказался первым и единственным, кто обратился к этому произведению (спектакль поставлен по повести Санъютеля Энте «Пионовый фонарь», которая легла в основу пьесы Анатолия Кима). Прошлогодние гастроли театра были приурочены к празднованию 100-летнего юбилея Энте, который очень почитаем в Японии. В этом году, как и в прошлом, гастроли проходили в августе, когда в Стране восходящего солнца празднуется О-Бон - День поминовения усопших. Именно празднуется, так как в отличие от нашей традиции, поминать усопших в Японии принято в радости, а не в скорби - с гуляньями, сценическими представлениями, фейерверками и проч. Именно на этот праздник жизни и попали наши ребята.

- В Японии вообще любят праздники, - делится впечатлениями Нелли Новицкая, - празднуют День квартала, Праздник хризантем... Живут в радости.

Помимо умения жить в радости, Япония поразила как страна удивительной учтивости, упорядоченности и чистоты. Японская учтивость особенно заметна на контрасте («Приехали в Хабаровск, нас тут же обложили матом...»). Что же касается японской чистоты, то мусор на японской улице просто непредставим, урны - в нужном месте и нужном числе, туалеты - тоже без проблем, и совершенно стерильные («Зашел в туалет, тут же хочется попросить убежища, - смеется директор).

- Основными жизненными принципами японцы провозгласили трудолюбие, честность и гласность. Под гласностью понимается не то, что часто практикуется у нас, - говорит Нелли Новицкая. - Под гласностью понимается открытость.

В фирмах предпочитаются не изолированные кабинеты, а большие офисы, где все на виду. Директорские офисы как жест открытости и прозрачности для подчиненных тоже делаются за стеклянной дверью. Правда, жизнь в таком «аквариуме» имеет и свои минусы (нашим ребятам довелось «застукать» высокого чиновника оправляющим неполадки гардероба, обе стороны были чрезвычайно смущены). Но это мелочи по сравнению с общей «тенденцией открытости».

Впрочем, вернувшиеся из гастролей сошлись на том, что там хорошо, но там все чужое, там приятно погостить, а жить лучше все же здесь.

И главный режиссер театра Семен Верхградский, несмотря на удачный опыт работы в традиции кабуки, ярко выраженного «японского пунктика» не приобрел. На вопрос, насколько обращение к восточной стилистике обогатило его режиссерскую практику и не собирается ли он обращаться к ней время от времени хотя бы фрагментарно, он ответил:

- Это совсем другой театр, совсем другие акценты...

***

Не успев «остыть» от японских гастролей, «Старый дом» включился в работу - начались репетиции нового спектакля. Это будет «Дом, где разбиваются сердца» по Бернарду Шоу в режиссуре Семена Верхградского.