Воспоминания допутинского периода

Это сегодня политикам не до книг - уж больно сложные задачки подкинул им новый президент. Оно, конечно, и со старым не просто было - но не до такой же степени. Потому было время написать книжку: кто на мемуарах специализировался, кто - «на злобу дня».Кстати, сам Борис Николаевич Ельцин, очевидно, удовлетворенный читательским успехом своих прежних опусов, после того как стал называться «первым президентом России», не стал сразу же создавать фонд своего имени, а засел за очередную книжку...

Российские политики по-прежнему пишут книги и снимаются в кино

 Это сегодня политикам не до книг - уж больно сложные задачки подкинул им новый президент. Оно, конечно, и со старым не просто было - но не до такой же степени. Потому было время написать книжку: кто на мемуарах специализировался, кто - «на злобу дня».

Кстати, сам Борис Николаевич Ельцин, очевидно, удовлетворенный читательским успехом своих прежних опусов, после того как стал называться «первым президентом России», не стал сразу же создавать фонд своего имени, а засел за очередную книжку. Помогает ему, как всегда, Валентин Юмашев. Дочь Татьяна, покинувшая большую политику вместе с отцом, внимательно читала все главы и давала советы. Сегодня работа над книгой завершена, и говорят, что уже к началу осени она может выйти в свет.

 Виктор Черномырдин тоже берет пример с бывшего шефа: но у него дело так скоро не идет. Еще с прошлого лета он трудится над книгой и даже поведал журналистам: «К отдыху не стремлюсь и использую отпускные дни... более всего для работы над книгой, которую давно задумал». Жанр экс-премьер определяет весьма оригинально: «Это не мемуары, а скорее осмысление событий». Черномырдин намеревается «предельно откровенно рассказать о друзьях и врагах». Виктор Степанович известен как большой острослов: он автор множества и по сей день популярных политических афоризмов. И если бы он писал, как говорил, это было бы, как принято нынче выражаться, весьма круто.

 За последний год правления Бориса Ельцина премьеров у нас было немало. И если Сергей Кириенко говорит, что пока ему сочинять некогда, то Евгений Примаков выпустил в свет очередную книгу. В былые времена Евгений Максимович писал много и интересно, но не о нашей стране, а о ситуации на Ближнем Востоке, которую он знает как никто другой. Но здесь случай иной: Примаков решил рассказать о последних событиях в России и о своем в них участии. Писать он начал, еще когда работал министром иностранных дел, а вернулся к работе уже после отставки с поста премьера. Писал все сам - «от первой строки до последней». Писал от руки и отдавал машинистке, а жена уже вычитывала. Интересно, что в книге о политике нашлось место и стихам. Вот что говорит сам Примаков: «Время на стихи находится не всегда, даже если и есть порыв, какая-то необходимость самовыражения себя». Стихи Примакова доселе никогда нигде не публиковались.

Но на этом экс-премьер останавливаться не собирается и года через три-четыре надеется выпустить новую книгу мемуаров. Будет о чем рассказать, ведь прежняя заканчивается сентябрем 98-го...

На парламентские выборы Евгений Примаков шел в союзе с Юрием Лужковым. Московский мэр во многом брал пример со старшего коллеги и вот теперь тоже выпустил книжку, которая называется «Российские «Законы Паркинсона». В общем-то писать книгу Лужков не собирался - он просто прочитал лекцию в Международном университете, которую услышал академик Евгений Велихов. Говорят, академик долго хохотал над афоризмами мэра, а потом уговорил его выпустить книжку.

Тем временем сдержал свое слово давний недруг Лужкова Анатолий Чубайс. Он вместе с группой товарищей (Бойко, Кох, Васильев, Мостовой, Казаков, Евстафьев) собирался рассказать об истории российской приватизации. О чем и объявил в ноябре 97-го года. Но затем прошли слухи о гонорарах по 100 тысяч долларов на брата и разразился шумный скандал, который окрестили «делом «Союза писателей». Начинающие авторы пострадали: двоих немедленно сняли с высоких должностей, один попал в больницу с инфарктом. А книги все не было... Но все-таки в конце прошлого года «Приватизация по-российски» под редакцией Чубайса появилась на прилавках книжных магазинов. 366 страниц стали, по мнению одного из литературных критиков, «своеобразным книжным символом уходящего демократического десятилетия». В чем символизм? А в том, что «одиозная история книги по иронии судьбы стала своеобразной концентрированной калькой приватизационных событий». С этим трудно не согласиться.

Из тех, кого относят к реформаторам, можно назвать двух авторов, написавших свои очередные книги. Бывший министр финансов Борис Федоров сейчас, кстати, воюющий с Чубайсом за РАО «ЕЭС», выпустил «10 безумных лет». Книгу определили как «исповедь разгневанного реформатора», понимающего, что «российская действительность не подвластна современным инструментам». Анатолий Собчак написал книгу «Дюжина ножей в спину. Поучительная история о российских политических нравах». Издал ее «Вагриус» в своей популярной мемуарной серии. Тогда, конечно, никто не мог и предполагать, что этой книге суждено стать последней. А говорят о ней, что она «для классических мемуаров слишком злободневна» - действительно Анатолий Борисович умел вовремя ввернуть нужное словцо и неслучайно считался одним из лучших ораторов среди российских политиков.

 Владимир Жириновский, наверное, самый плодовитый автор современности, за которым не угонятся ни детективщики, ни творцы, работающие в жанре «фэнтэзи». У него уже и многотомное собрание сочинений есть, а все мало - и многочисленные брошюры типа «Жириновский о...» он печет, как блины.

Очередные книжки выпустили наши гэкачеписты. Так, бывший председатель Верховного совета СССР Анатолий Лукьянов на этот раз не стихи напечатал, а сборник своих статей и интервью под названием «В водовороте российской смуты (размышления, диалоги, документы)». А вот маршал Дмитрий Язов накануне своего 75-летнего юбилея порадовал своих сторонников книгой «Удары судьбы», которую он писал в тюрьме.

Вошли в моду в последние годы и мемуары родственников: а что - пишут, раз спрос есть. Дочь брата Леонида Ильича Брежнева Якова Любовь Брежнева написала книгу «Племянница генсека». В свое время отец наговорил ей две кассеты и, уехав жить в США в 90-м году, она написала книгу «Мир, который я покинула». Говорят, чуть-чуть не хватило до бестселлера...

Но русский вариант это фактически другая книга, в которой племянница генсека «старалась представить своего дядю с человеческой, а не политической стороны». Жалуется, что Андрей Брежнев якобы был против, поскольку в книге «слишком много правды».

Не обошлось за истекший период - и это уже становится традицией - и без кинематографа. Хождение Владимира Жириновского в артисты решил повторить Александр Коржаков. Александр Абдулов снял фильм, в котором бывший начальник службы безопасности президента сыграл роль начальника службы безопасности короля. Коржаков говорит, что ему предлагали сыграть самого себя, но он отказался. И вообще «сниматься в кино тоже не так легко, как многие думают. Это трудная работа».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент