< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Про РЭК, ФЭК и единый энерготариф

Недавно были опубликованы энергетические тарифы, утвержденные для всех регионов. И все они разные, даже для соседних областей. А разве нельзя утвердить единый тариф? И если при нынешней разнице тарифов существование региональных энергетических комиссий можно объяснить, то зачем тогда нужна еще и федеральная комиссия. Кем РЭК и ФЭК создаются и какую роль они играют?
Недавно были опубликованы энергетические тарифы, утвержденные для всех регионов. И все они разные, даже для соседних областей. А разве нельзя утвердить единый тариф? И если при нынешней разнице тарифов существование региональных энергетических комиссий можно объяснить, то зачем тогда нужна еще и федеральная комиссия. Кем РЭК и ФЭК создаются и какую роль они играют?
Е. А., ул. Ветлужская

 Тарифы, действительно, у всех субъектов, или иначе областей и краев Федерации, разные. Утвержденные правительством, они исходят из того, что должны быть не ниже 75 процентов от себестоимости энергии. Если же энерготариф ниже этой планки, считают специалисты, он провоцирует кризис. Примером тому может быть Приморье, беды которого сегодня всем известны.

Что касается единого тарифа, то, по мнению специалистов, в принципе единое тарифное пространство существует и теперь. Но под этим понимаются общие правила установления тарифов. Кстати сказать, единого энергетического тарифа в том смысле, который вкладывается, как правило, в это понятие, не было и в доперестроечные времена. Разница между тарифом составляла 8 раз. Сейчас она выросла еще в 2 и более раза. Причина увеличения «вилки» отчасти объясняется тем, что региональные энергетические комиссии назначаются губернаторами, поскольку это назначение - прерогатива регионов. Отсюда в воле губерний - утверждение тарифов в сроки и на уровне, зависящих порой не от экономичeской целесообразности, а от диктата политических целей.

Следует сказать, однако, что это право - устанавливать свои тарифы на региональном уровне - законное, основанное на конституционном уровне. По американскому, так сказать, подобию. Хотя нет, видимо, нужды говорить, что работает этот образец у нас по общеизвестному принципу «дышла». К примеру, в числе председателей одной из региональных энергетических комиссий РЭК имеется даже губернатор. Комментарии к этому факту, думается, излишни.

Прежде, как известно, РЭК работали на общественных началах. Не все они обрели статус юридического лица и теперь. И не многие потребители знают, что на РЭК можно подать в суд за неправильно установленные тарифы.

Устанавливаются же тарифы по единым правилам. Основу их составляют затраты плюс прибыль производителя энергии, который должен доказать обоснованность этих своих затрат и уровень прибыли, необходимой для уплаты налогов и для инвестиций.

Что касается ФЭК, то она выполняет функции централизованного регулирования тарифов, а также котроля за естественными монополиями. С развитием рынка предсказывают, что федеральная энергетическая комиссия может быть и упразднена.

Остается сказать, что ценовая планка на электроэнергию приблизилась в последнее время к европейской, где стоимость ее составляет около трех центов за киловатт/час.