Госсовет: зачем и почему?

Главной темой политических комментариев остается (и еще долго будет оставаться) реформа Совета Федерации...Пока никто не знает, чем, как и когда будет заниматься Государственный совет, но политическая элита весьма активно эту идею обсуждает. У губернаторов, политический вес которых в результате реформы Совета Федерации, значительно снизится в общероссийском масштабе, единого мнения пока нет...

Серьезные перемены еще впереди

Фото "Огонек"

 Главной темой политических комментариев остается (и еще долго будет оставаться) реформа Совета Федерации. План президента Путина, поначалу удививший всех своей смелостью и потому не расцениваемый политической элитой как имевший стопроцентные шансы на успех, оказался успешным: президент добился того, чего хотел. О перипетиях вокруг Совета Федерации сказано и написано много, а в последнее время активно обсуждается другая идея - создание Государственного совета.

Известно, что в администрации президента разрабатывается сразу несколько вариантов положения о Госсовете. Идут постоянные консультации с наиболее влиятельными политиками. Пока содержание документов остается в глубокой тайне, которую обнародуют только в нужный момент. Но надо сказать, что идея образовать в России Государственный совет отнюдь не нова. Наверняка многие из вас помнят картину Репина, на которой великий русский художник как раз и изобразил заседание этого самого Совета... С той поры много воды утекло: сначала не стало царя вместе с Советом, потом канула в Лету советская власть и лишь в начале 90-тых идея вновь овладела продвинутыми политическими умами. Первым заговорил о необходимости образования Госсовета всесильный в начале правления Бориса Ельцина государственный секретарь (была у нас в России и такая должность, хотя сегодня об этом, наверное, никто не помнит) Геннадий Бурбулис. Идея была простая: создать некий институт, полномочия которого не были бы конкретно определены и тем более сам он не был бы упомянут в Конституции. Идея осталась на уровне разработки, но в дальнейшем к ней еще не раз обращались.

В бытность свою очередным фаворитом Ельцина юрист Сергей Шахрай, одно время даже подумывавший о выдвижении своей кандидатуры на пост президента, предлагал много идей, большинство из которых реализованы не были. Не удалось ему и пробить идею создания Госсовета. Затем планы создания подобного органа разрабатывались в 1996-97 годах в администрации президента, когда ее возглавлял имевший в то время большое влияние на Ельцина Анатолий Чубайс. Наконец учредить Госсовет замышляла команда советника президента по правовым вопросам Михаила Краснова, когда разрабатывала очередной проект административной реформы.

Кстати, государственный институт, который именутся Государственным советом, существует в королевствах Швеция, Норвегия и Дания - при правящих монархах, а также в республике Португалия - при президенте республики. Во всех этих странах Госсовет имеет чисто совещательные функции. Судя по всему, то же самое будет и в России.

Вообще надо сказать, что царившая еще несколько лет назад в российской политике мода на создание разного рода совещательных и консультативных органов прошла. Саму попытку создать такой орган сегодня многие политологи называют не иначе как «политическим и историческим анахронизмом». Но теория теорией, а реальная политика всегда от нее отличается. Вот и нынешнее решение президента, судя по всему, и есть лишь уступка региональным лидерам, необходимая для успешного выполнения других, более важных задач.

Пока никто не знает, чем, как и когда будет заниматься Государственный совет, но политическая элита весьма активно эту идею обсуждает. У губернаторов, политический вес которых в результате реформы Совета Федерации, значительно снизится в общероссийском масштабе, единого мнения пока нет. Союзник левых, тульский губернатор Василий Стародубцев, был краток: «Пока очень трудно понять, что это такое. Идея создания Госсовета аморфна, его статус не прописан». А вот чукотский губернатор Александр Назаров льстит себя надеждой, что новый Госсовет будет не «утешительным клубом», а структурой, имеющей «государственный статус, серьезный вес в политике». Назарову хотелось бы, чтобы именно в диалоге президента и губернаторов определялась «государственная стратегия». Наверняка «начальник Чукотки» выдает желаемое за действительное, но призыв к коллегам-губернаторам участвовать в формировании Госсовета - это уже конкретная политическая инициатива.

После перемены участи Совета Федерации в нынешнем виде иные его члены хотели было попросить по максимуму: чтобы весь нынешний состав верхней палаты вошел в Госсовет... Однако понимая, что такой вариант - из области сказок, отдельные сенаторы начали говорить о том, что, во-первых, нужно принять специальный закон о Госсовете; во-вторых, прописать в Конституции его статус и полномочия, причем последние не должны иметь лишь совещательный характер. Есть предложение, чтобы Госсовет решал вопросы о войне и мире, введении чрезвычайного положения...

Кто должен быть в Госсовете? Об идее новгородского губернатора Михаила Прусака пересадить туда всех сенаторов мы уже упоминали. А вот его кемеровский коллега Аман Тулеев полагает, что 20 человек будет вполне достаточно. У этой идеи много сторонников, поскольку ряд влиятельных политиков заинтересованы в том, чтобы в Госсовете заседали бы главы лишь самых крупных и экономически наиболее развитых российских регионов. Правда, есть предложение делегировать в Госсовет не только губернаторов, но также депутатов Госдумы, лидеров общественных организаций, представителей бизнес-элиты. Есть идеи, чтобы представительство в Госсовете получили также федеральные округа и межрегиональные ассоциации. В общем, предложений много, но точку будет ставить президент: как решит, так и будет. И не случайно столичный мэр Юрий Лужков заявил: «Не важно, кто будет входить в состав Госсовета, важно, чем он будет заниматься».

Пока некоторые политики сетуют на то, что статус члена Госсовета будет весьма отличаться от статуса депутата Совета Федерации (сенаторы в течение всего срока своих полномочий обладают неприкосновенностью), их более реалистично настроенные коллеги уже размышляют над тем, кто же в новую структуру войдет. По оценкам экспертов в Госсовете должны заседать Юрий Лужков (Москва), Минтимер Шаймиев (Татарстан), Муртаза Рахимов (Башкирия), Владимир Яковлев (Санкт-Петербург), губернаторы Эдуард Россель (Свердловская область), Борис Говорин (Иркутская область), Петр Сумин (Челябинская область), Вячеслав Позгалев (Вологодская область), Александр Лебедь (Красноярский край), Виктор Ишаев (Хабаровский край), Александр Филипенко (Ханты-Мансийский автономный округ). Более того, в политических кругах активно обсуждаются возможные кандидатуры на пост председателя Госсовета. Не скрывает своих амбиций новгородский губернатор Михаил Прусак, давно дружный с Кремлем и готовый перебраться в Москву: во всяком случае, каждый раз при очередных переменах «наверху» его фамилия называется при обсуждении вопроса о том, кому быть новым премьером или вице-премьерами. Говорят также о тюменском губернаторе Леониде Рокецком и главе Татарстана Минтимере Шаймиеве. Впрочем, последний, как говорят, хотел бы в очередной раз стать президентом у себя дома.

Ну а фаворитом все называют патриарха российской политики Евгения Примакова. Критиковавший президента Ельцина лидер фракции «Отечество - Вся Россия» за последние месяцы стал союзником того, кого Ельцин назвал своим преемником. Да и сам Владимир Путин всячески демонстрирует свое уважение к бывшему премьеру. Аналитики считают, что пост руководителя комиссии по урегулированию ситуации в Приднестровье, полученный Примаковым совсем недавно, - это только начало. Должность председателя Госсовета, очевидно, устроит и самого Примакова, и Кремль. Тем более, что известно: Евгений Примаков не очень любит работать в парламенте. Еще с тех времен, когда он возглавлял Совет Союза в СССР.

Какие же оценки дают идее создания Госсовета наши СМИ, отражающие интересы политических сил? «Правда» дает заголовок «Отодвинули от власти» и сообщает, что Белый дом и Кремль обеспечили себе «спокойную жизнь». А более популярная у левых (фактически их официоз) «Советская Россия» задается вопросом: «Неужели Путин думает восстановить в России монархию? Эта ненужная структура в образе Государственного совета, скорее всего, понадобилась ему, чтобы умаслить губернаторов, но она ляжет дополнительным бременем на народ». «Независимая газета», считающаяся рупором Бориса Березовского, сообщает: «Пока Госсовет, который призван учитывать мнения губернаторов без «посредничества» их представителей в новом СФ, должен стать своего рода компенсацией для изрядно приунывших после своего согласия на изменение принципов формирования Совета Федерации сенаторов». Газета «Сегодня», входящая в Медиа-холдинг Владимира Гусинского, объявляет: «Похоже, что Кремль согласился создать орган, который позволит, с одной стороны, держать федеральных «баронов» на виду, а с другой, позволит обиженным губернаторам иметь хоть редкий, но прямой доступ к вождю». В этой же газете политолог Андрей Рябов делает вывод, что Госсовет будет «своего рода региональным политбюро» с совещательными функциями и будет очень похож на Боярскую думу, где господствовал принцип: «Царь решил, бояре постановили»...

Что же дальше? На этот счет высказываются многие, но наибольший интерес вызывают два мнения - недавних участников президентских выборов: губернатора Кузбасса Амана Тулеева и лидера Либерально-демократической партии Владимира Жириновского, которые обычно не только тонко чувствуют «текущий момент», но и со знанием дела говорят о дне завтрашнем.

Так вот, Аман Гумирович, известный образностью своей речи, так высказался о перспективах Госсовета: «Кончится тем, что там будут собираться известные и влиятельные люди, поговорят за жизнь и разойдутся». Владимир Вольфович сегодня на коне - ведь это именно он задолго до того, как Путин объявил об образовании семи федеральных округов, сказал, что округов должно быть именно семь, причем абсолютно верно определил их региональные столицы. Вообще прогнозы Владимира Жириновского часто сбываются, а сейчас он прогнозирует следующее: нынешняя аморфная федерация превратится в унитарное государство, в котором уже не будет 89 субъектов - максимум 40. Совет Федерации исчезнет, а будет однопалатный парламент и премьер-министром отныне будет становиться лидер парламентского большинства.

Под этим прогнозом сегодня готовы подписаться многие политики. Эксперты прямо говорят, что преобразования закончатся созывом Конституционного совещания и в итоге большими переменами в российской Конституции. А тем временем ликвидируется Политический консультативный совет, который был создан Борисом Ельциным. Там в основном много говорили... Есть версия, что теперь говорить станут в Госсовете. Впрочем, поживем - увидим.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент