< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

О чем умолчали профсоюзы

Противостояние коллектива муниципального ПАТП-3 и горожан, в просторечии именуемое забастовкой, благополучно закончилось - во вторник водители выехали на маршруты, согласившись в один день получить зарплату за май, а зарплату за июнь и июль подождать до 10 сентября. А в понедельник мы сообщили,что за бастующих водителей вступились профсоюзы Академгородка: была отправлена петиция мэру с требованием немедленно погасить задолженность по зарплате работникам ПАТП-3. Правда, уважаемые ученые-профсоюзники ни словом не обмолвились, как быть в таком случае с работниками остальных семи автобусных парков и шести трамвайных и троллейбусных депо, где тоже возникают проблемы с зарплатой.

 Противостояние коллектива муниципального ПАТП-3 и горожан, в просторечии именуемое забастовкой, благополучно закончилось - во вторник водители выехали на маршруты, согласившись в один день получить зарплату за май, а зарплату за июнь и июль подождать до 10 сентября. А в понедельник мы сообщили, что за бастующих водителей вступились профсоюзы Академгородка: была отправлена петиция мэру с требованием немедленно погасить задолженность по зарплате работникам ПАТП-3. Правда, уважаемые ученые-профсоюзники ни словом не обмолвились, как быть в таком случае с работниками остальных семи автобусных парков и шести трамвайных и троллейбусных депо, где тоже возникают проблемы с зарплатой.

Но, странное дело, никто из комментаторов забастовки (коих нет недостатка) не задал простой, как карданный вал, вопрос: а почему, собственно, из 16 муниципальных ПАТП и депо бастовало только одно-единственное, причем уже второй раз?

Самое униженное и затюканное? Извините. По квалификации коллектива и количеству подвижного состава ПАТП-3 впору быть флагманом нашего пассажирско-дорожного флота. Территория его работы по сравнению с другими - облизнуться можно: трамвайно-троллейбусных конкурентов нет и в помине, пассажир прет косяком, как селедка в сети. Любое нормальное ПАТП полвыручки бы отдало за такие условия. Профсоюз «академиков» в своем послании мэрии вопрошал, имеет ли право голодный водитель садиться за руль? И кто бы при этом задумался: а каким образом трудящийся на таких пассажирских «черноземах» водитель ухитряется голодать, в то время, как его коллеги из других ПАТП на «солончаковых» маршрутах живут среди ушлых конкурентов и успешно трудятся?

Директор ПАТП-1 Василий Бакуменко: «Работаем, не покладая рук. Бастовать? Что вы! Наша работа - это наш доход и выживание. Вот смотрите, к примеру, 603-й коммерческий маршрут: сегодня из 14 машин на линии 14. И он не один такой. Сейчас прорабатываем идею маршрута в Академгородок с площади Маркса через шлюз и левый берег - уверен, что доходы и там будут. Зарплата? Майскую зарплату давно выплатили, сегодня полным ходом выплачиваем за июнь».

Вот уж кто был в свое время затюкан мэрией на полную катушку, так это ПАТП-1 - часть территории отобрали и чуть не закрыли вообще. Если бы не защита прессы - включая «ВН» - и депутатов, сгинуло бы ПАТП-1 в небытие. А сегодня вкалывает коллектив, как пчелка (сам пользуюсь 603-м - работает, как часики), и скандалов на весь город не устраивает. И еще 14 таких же коллективов вместе с ним.

Так в чем же дело? Давайте разбираться.

Сегодня, как известно, источник зарплаты в ПАТП и депо фактически один: выручка кондукторов. Из этого же источника берутся деньги на запчасти и иногда - на бензин. Поэтому все новосибирские ПАТП и депо (за небольшим исключением) обзавелись коммерческими ПАЗиками и, соответственно, маршрутами. Причем буквально каждый директор искал выгодный маршрут для себя - и находил в условиях самой свирепой конкуренции.

Казалось бы, тут ПАТП-3 и ПАЗик в руки - весь Академгородок к услугам, поле непаханое. Но здесь пошли своим путем.

Три года назад после забастовки «тройка» буквально выставляет за ворота своего руководителя Михаила Бурматова - на мой личный взгляд, одного из самых сильных и требовательных директоров в то время (сейчас он благополучно работает в ПАТП-4). К власти приходит человек с абсолютной стороны - из грузового парка. Вся сеть коммерческих маршрутов Академгородка была отдана вездесущим частникам. Так вот, просто взяли золотой прииск и подарили чужому дяде.

Кормильцев-ПАЗиков на многочисленный коллектив ПАТП-3 и сегодня приходится всего ничего - в тот момент, когда другие директора за каждый ПАЗик рвали друг другу глотку, директор «тройки» Юрий Еприков (теперь уже бывший) сидел в мечтательном благодумствии. Подумаешь, искать выгодные маршруты: забастуем, и город никуда не денется, накормит! А что с дотациями в бюджете туго и не все удается возмещать - так это не наши проблемы.

Да не обидятся на меня профсоюзные боссы Академгородка - их сегодняшние стоны по поводу голодных водителей ПАТП-3 шибко смахивают на крокодиловы слезы. Когда шла дележка ПАЗиков, хоть один профсоюзный деятель хоть раз возопил на всю мэрию: мужики, что ж вы делаете, оставляя ПАТП-3 без коммерческих маршрутов? Что ж они есть-то будут при таком раскладе - траву с газонов Морского проспекта? Ну, поправьте господина Еприкова, перебросьте машины с других маршрутов на прибыльные, а директора-мечтателя переведите на другую работу!

Тишина. Ни слова не было сказано. Были только статьи вашего покорного слуги, которого нынче забастовщики считают личным врагом, в «ВН» под общим тезисом: дайте «тройке» заработать! Впрочем, похоже, не в коня был корм - зарабатывать при Еприкове коллектив начисто разучился.

Вот вся нынешняя невеликая коммерческая сеть, которая должна обеспечивать зарплату отнюдь не маленькой «тройки»: 652-й, 108-й и 622-й коммерческие маршруты (летом плюс 716-й до дачных участков). По поводу первых двух любой из директоров других ПАТП говорит однозначно: будь это мой маршрут, завтра закрыл бы. Выручка - кошкины слезы, на бензин и то не хватает - какая тут зарплата? 716-й маршрут - выручка есть, но только летом (а ест водитель и его семья круглый год), и дорога страшнее атомной мясорубки: день автобус на линии, день в ремонте.

Остается один 622-й. Отличный маршрут, но! При бывшем директоре из семи машин большого ПАТП-3 на нем ежедневно работало от силы 4-5. Даже на летний 716-й маршрут автобусы снимались опять же с 622-го! Сравните - маленькое, но зубами цепляющееся за собственную зарплату ПАТП-1 на свой «хлебный» маршрут посылает 14 автобусов из 14. Есть разница?

Смех сквозь слезы: сегодня Дзержинское ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ депо выпускает ежедневно на линию больше коммерческих автобусов, чем АВТОБУСНОЕ ПАТП-3 до забастовки. И подчиненные директора Дзержинского депо Олега Шильмейстера не требуют зарплату у собственноручно закрытых ворот - они ее собирают на линии сами!

Председатель исполкома объединенного профсоюза Новосибирского научного центра господин Ковалев сообщил прессе, что, дескать, ПАТП-3 ежемесячно привносит в бюджет города 2 миллиона рублей. Для дилетанта цифра эффектная, а у знающего человека она способна вызвать зеленую тоску. Так вот, примерно столько же, если не больше, привносит в тот же бюджет крохотное по сравнению с «тройкой», работающее намного более сложных маршрутах и ни разу не бастовавшее ПАТП-8.

Бастующие приступили к работе, конфликт, как будто, исчерпан. Но чтобы он не повторился, «тройке», я убежден, необходимо перестраиваться, учась зарабатывать себе на жизнь, как все. И если это произойдет, им, возможно, понадобится реальная помощь в организации маршрутов с нормальной весомой выручкой. Тем более что новый директор «тройки» Александр Старых, в отличие от предшественника - человек действия.