Жизнь под парусом

Летние развлечения для сибиряков особенно дороги, потому что лето у нас короткое. Люди «отрываются» по полной программе: гоняют на мотоциклах, роликовых коньках, ходят на яхте...Недавно на Обском море завершилась Сибирская регата - один из основных этапов этого сезона по парусному спорту.До былых размахов регате, конечно, еще далеко. Раньше в ней участвовало 150-170 яхт, то есть около 500 человек со всех уголков страны. Количество яхт снизилось до шестидесяти трех, участников - до ста двадцати трех.

 Летние развлечения для сибиряков особенно дороги, потому что лето у нас короткое. Люди «отрываются» по полной программе: гоняют на мотоциклах, роликовых коньках, ходят на яхте...

Недавно на Обском море завершилась Сибирская регата - один из основных этапов этого сезона по парусному спорту.

До былых размахов регате, конечно, еще далеко. Раньше в ней участвовало 150-170 яхт, то есть около 500 человек со всех уголков страны. Количество яхт снизилось до шестидесяти трех, участников - до ста двадцати трех. Все они из семи местных яхт-клубов. Но и за это спасибо яхт-клубу «Наука», главному инициатору и организатору мероприятия.

 В один из дней соревнований мы с фотокорреспондентом отправились в гости к местным морским волкам.

Небольшая бухточка, напоминающая лужу, вмещала в себя кучу судов и суденышек клуба. Меня согласились взять на борт «Топаза» - одной из яхт класса «четвертьтонник», экипаж которой состоял из четырех человек. Если кто-то думает, что я попала на огромное плавучее сооружение, то он ошибается. «Четвертьтонник» невелик, если не сказать что тесен. В общем, это та же лодка, только с парусом и каютой, в которой в хорошую погоду и делать-то нечего. А погода была действительно хорошая - солнечная с легким ветром.

«Топаз» отчалил. Пока мы выходили из бухты, парусница Лена растянулась позагорать на палубе. До старта еще полтора часа, поэтому можно было не напрягаться. Может быть, некоторым покажется странным, что в экипаже - женщина. Но в недалеком прошлом вообще были экипажи, состоящие только из особ женского пола. Любая работа - дело привычки. Вот и Лена привыкла, что ноги ниже коленей постоянно в синяках, - тесно, бьется обо всякие ступени и перекладины.

 Другие члены экипажа - Витя и Сергей - в это время следили за парусами, рулили. Вообще, все взаимозаменяемы. Особенно это важно во время стомильной гонки, которая иногда продолжается более суток. Просидеть столько времени за рулем одному человеку физически тяжело, и велика вероятность проиграть.

Рулевой Иван Макаров двадцать пятый сезон выходит на «Топазе» в море, за это время у него сменилось четыре экипажа.

К экипажу у него особые требования:

- Во-первых,- говорит Иван Григорьевич, - человек должен быть общительным, так как любое плавание подразумевает приятное времяпрепровождение. Во-вторых, реакция должна быть моментальной. И, в-третьих, любую работу он должен делать сам, без постоянных подсказок и просьб. В конце концов, это должна быть дружная команда. Конечно, бывают и ошибки, но они тут же забываются, так как недоразумения могут испортить настроение, а следовательно, и всю гонку. И никакие призовые места этого не компенсируют.

 Иван Григорьевич прошел путь от матроса до рулевого первого класса, но яхтенным капитаном так и не стал. Всеми практическими навыками он владеет, а чтобы стать капитаном, нужно сдать квалификационный экзамен на знание английского языка, на умение оформлять заграничные документы... Тогда получил бы право выхода в любую точку мирового океана, что для новосибирца совсем ни к чему, если нет таких планов, конечно. Есть еще и спортивная квалификация, но Иван Григорьевич по этому пути не пошел, несмотря на то что постоянно участвует в соревнованиях.

Поддерживать яхту в хорошем состоянии довольно сложно. «Четвертьтонников» в клубе было 10, выжило только два.

 В последний раз на ремонт своего судна экипаж Макарова потратил больше года. Но их кедровая яхточка прослужит при соответствующем уходе еще лет десять как минимум. Но в ремонт приходится вкладывать свои средства и свое время. Дело в том, что большинство яхт, участвующих в соревнованиях, когда-то принадлежали СО РАН, а теперь находятся в частных руках. И раньше ремонт осуществлялся силами экипажа, но теперь на нем полная ответственность.

Сезон у яхтсменов короткий. Когда море наполняется и вода в бухте поднимается, выходят в море. В этом году первый раз «Топаз» вышел 17 июня. В сентябре ходить уже тяжело, так как начинаются шторма, холодает. Да и выходят в основном только по выходным, в рабочие дни некогда.

 Конечно, не только ради соревнований Иван Григорьевич отправляется в море. Иногда просят покататься родственники. Но, как сказал главный топазовец, правила хорошего тона не позволяют нагрузить яхту неподготовленными людьми. Поэтому такие походы случаются редко, когда один из членов экипажа соглашается помочь.

Пока мы шли до стартовой точки, Макаров не произнес ни одной команды... А это говорит только о том, что каждый топазовец знает свое дело. Перед стартом меня пересадили на моторку - экипажу лишний вес на борту не нужен.

Хорошая вещь, надо сказать, эти яхты. Да и Новосибирское водохранилище, кем-то в шутку названное морем, вполне устраивает сибиряков.

А во всех этих соревнованиях главное, видимо, не результат, а сам процесс...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент