Мы не хотели...

Может ли преступление быть случайным, а человек, вполне законопослушный и порядочный, вдруг оказаться на скамье подсудимых? Может, не зря все же в Уголовном кодексе имеются статьи о преступлениях, совершенных по неосторожности. Но их далеко не так много, как может показаться, когда слушаешь иных осужденных. По мнению чуть ли не каждого второго, если он виноват, то чисто случайно. Побил кого-то - по пьянке вышло, он и не помнит как...Презумпция невиновности: следствие и суд должны найти доказательства, оценить их. Нет доказательств - нет вины. Потому и рассыпаются некоторые дела в судах, и даже очень громкие. И все же может ли быть преступление случайным, кроме неосторожных. Статистики такой нет.

 Может ли преступление быть случайным, а человек, вполне законопослушный и порядочный, вдруг оказаться на скамье подсудимых? Может, не зря все же в Уголовном кодексе имеются статьи о преступлениях, совершенных по неосторожности. Но их далеко не так много, как может показаться, когда слушаешь иных осужденных. По мнению чуть ли не каждого второго, если он виноват, то чисто случайно. Побил кого-то - по пьянке вышло, он и не помнит как. В комнате общежития обшарила сумку соседки - так вышло, деньги были очень нужны. Ударил человека так, что тот упал и сотрясение мозга получил, - едва задел, а он сам свалился. Или еще объяснение: на разбой пошел, потому что друг Витька (Колька, Сашка) попросил помочь.

Защитная реакция - инстинкт самосохранения. Да и в Конституции предусмотрено: вы вправе не давать показания против себя или против своих близких. Признание вины не может быть основным доказательством. Презумпция невиновности: следствие и суд должны найти доказательства, оценить их. Нет доказательств - нет вины. Потому и рассыпаются некоторые дела в судах, и даже очень громкие. И все же может ли быть преступление случайным, кроме неосторожных. Статистики такой нет.

...Трое приятелей зимним вечером - около девяти - после приятного застолья шли по Новогодней. Совсем молодые, немногим за двадцать, они вместе учились в техникуме, сейчас все работали. Один успел жениться, ждали с женой сына. Потом в суде, беременная на последних неделях, она теряла сознание. Но это было потом.

А в тот замечательный вечер все было втройне замечательно. Особенно, когда ты молод, здоров, имеешь работу. Когда ты вместе с друзьями после веселой дружеской попойки. На пути приятелей попался паренек семнадцати лет. И ситуация развивается далее совсем банально. Попросили закурить. У того не оказалось. Потребовали десять рублей. Тоже нет. Напряжение нарастало. Паренек испугался, видимо, почувствовал что-то неладное. Побежал. Троица за ним. Догнали и избили - сотрясение мозга, сломан нос. Отобрали две зажигалки. Их быстро задержали.

Несколько часов отрезвления, и все поняли - они сломали свою жизнь. И за что?

В суде только и твердили: мы не хотели. Наверное, психолог разложил бы по полочкам этот феномен пьяного стадного насилия, взрыва злобы. Но обстоятельства не позволяли трактовать случившееся иначе, чем разбойное нападение. Судебный процесс шел тяжко. Плакали родственники. Беременная жена падала в обморок. Каялись подсудимые, просили прощения. В деле фигурировали многочисленные положительные характеристики. Потерпевший просил не лишать своих обидчиков свободы. Подсудимые возместили хотя бы частично моральный вред. Все это было учтено судом. Но разбой есть разбой - квалификацию не изменишь. По четыре года лишения свободы двоим, взяли под стражу в зале суда под всхлипывание родственников. Третьему сделано было послабление - условная мера, предусмотренная за такое преступление в совсем исключительных случаях. Суд учел болезнь - астму и беременность жены. Впрочем, приговор не окончательный, может быть пересмотрен по второй инстанции.

Судите сами, сколько здесь случайного. Нет таких весов, чтобы до миллиграмма взвесить случайность и умысел. Много выпили? Завели друг друга? Всплыла подавленная злоба? Дело рассматривалось в Кировском суде. Нечасто судьи комментируют процессы, личности осужденных. Чаще говорят, что все в приговоре. Видимо, невозможно эмоционально реагировать, когда изо дня в день перед тобой проходят насильники, скандалисты, агрессивные алкоголики и наркоманы, бесстыдные воры и жестокие грабители. Но после этого процесса судья, похоже, не могла сдержать эмоций: «Хорошие парни, грамотные, с профессиями. Хорошие у них семьи!» Подобное слышишь совсем редко.

...Почти шестидесятилетний стропальщик с тридцатипятилетним стажем работы на одном заводе, ветеран, семейный человек, пытался вынести с территории чуть более полутора килограммов медной проволоки на сумму в 190 рублей. Его задержали. А потом осудили на год исправительных работ с вычетом пятнадцати процентов. «Не было денег на продукты», - вот и все объяснение стропальщика. Ни страх, что могут задержать, ни стыд - ведь годы-то какие, не остановили мужичка. Может, не первый раз уже таскал медь? А может, наоборот, впервые и сразу попался? Стоило ли мараться ради такой малости - не разбогатеешь ведь? Не исключено, что поддался человек на нынешнее поветрие - тащить все, что плохо лежит. Не так ли поступил и семнадцатилетний Вова. В большом магазине свистнул коробку с жевательной резинкой. Если эти факты и случайность, то как раз та, что выглядит при пристальном взгляде как закономерность для слабых в нынешних обстоятельствах.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент