И в досуг, и на работе лузгать семечки охота

Семечки, пожалуй, являются таким же неотъемлемым атрибутом нашего менталитета, как баня и водка. Продают этот незамысловатый товар на каждом углу. Сегодня мы решили узнать, кто же они - торговцы семечками, и что дает им этот незамысловатый «бизнес».
Фото Аркадия УВАРОВА

 Какой же русский не любит полузгать семечек. Неважно, где: на завалинке ли деревенского дома, в городском дворе на лавочке или в кресле перед телевизором. Семечки, пожалуй, являются таким же неотъемлемым атрибутом нашего менталитета, как баня и водка. Продают этот незамысловатый товар на каждом углу. Сегодня мы решили узнать, кто же они - торговцы семечками, и что дает им этот незамысловатый «бизнес».

Михаил Иванович сидит здесь, возле станции метро «Площадь Карла Маркса», каждый день. Раскладной стульчик, сумка-тележка, оборудованная под прилавок. Когда я в восемь часов утра иду на работу, его рабочий день уже в разгаре. Раньше я никогда не покупала у Михаила Ивановича семечки, поскольку искусством их приготовления в совершенстве владею сама. Сегодня купила. По служебной необходимости, так сказать.

После покупки завожу разговор.

- Не дай Бог никому такого бизнеса, - машет рукой Михаил Иванович. - Если б пенсии на хлеб хватало, ни за что не стал бы здесь сидеть.

Михаил Иванович торгует семечками уже семь лет, с момента выхода на пенсию. Сначала он пытался торговать сигаретами. Это более ходовой товар, и прибыли больше. Но не получилось. Один раз Михаила Ивановича оштрафовали на 250 рублей. В другой раз вообще забрали в милицию, продержали там полдня, а по выходе принудили написать расписку, что больше он незаконным предпринимательством заниматься не будет. В чем конкретно он провинился, старик так и не понял. Куда ему, полуграмотному, до законодательных премудростей. Продавать сигареты бросил: кому охота связываться с милицией.

Позже Михаилу Ивановичу объяснили, из-за чего разгорелся сыр-бор. Оказывается, наивный дедушка устраивался со своими сигаретами аккурат рядом с табачным киоском, который содержал бывший милицейский начальник, заделавшийся предпринимателем, и создавал конкуренцию влиятельному хозяину. Поэтому и обошлись с пенсионером так круто. Взялся бы торговать в другом месте, может, и не гонял бы никто. Но в другом месте Михаил Иванович не может. Ноги не ходят, здоровья осталось «с гулькин нос», поэтому «осуществлять предпринимательскую деятельность» он может только рядом со своим домом. Окна квартиры Михаила Ивановича как раз выходят на площадь Карла Маркса.

После неприятностей, возникших с милицией из-за сигарет, и перешел Михаил Иванович на семечки. Продает он их за четыре рубля большой двухсотграммовый стакан. Маленький стаканчик, именуемый в народе «стопариком», стоит два рубля. «Навар» небольшой: рублей пятнадцать-двадцать за день. Но и работает Михаил Иванович не от темна до темна, а только утром, с семи до десяти.

- В остальное время и покупателей-то нет, - объясняет продавец, - а если есть, то хулиганы одни.

Основными потребителями нехитрого подсолнечного лакомства являются великовозрастные бездельники, целыми днями слоняющиеся по городу. Да иной раз соседки-торговки от скуки приобретут стаканчик-другой, чтоб пощелкать на рабочем месте.

Подростки, являющиеся основными покупателями, несут Михаилу Ивановичу основной разор. Утром, пока все трезвые, еще все нормально: расплачиваются, берут столько, сколько купили. Вечером же подпившие «добры молодцы» считают верхом молодецкой удали, проходя мимо, захватить из мешка горсть «на халяву» и скрыться. Когда удается схватить озорника за руку, Михаил Иванович пытается устыдить: мол, у кого воруешь, сынок? У беззащитного старика воруешь! Иногда обидчики проявляют совестливость, говорят: «Ладно, дед». И высыпают украденную горсть обратно. Хотя чаще образумить недорослей не удается.

Бывают и совсем отморозки. Как-то раз Михаил Иванович задержался со своим товаром до темноты. Мимо шла ватага парней.

- Эй, давайте приколемся над дедом, - кинул клич один из них.

«Прикол» был жестоким. Мерзавцы растрясли мешок с семечками, развеяв товар по всей площади. С тех пор Михаил Иванович решил, что торговать надо только с утра. Вечером опасно.

Слава Богу, пока Михаила Ивановича и его «коллег» по бизнесу не «трясет» ни налоговая инспекция, ни другие проверяющие органы.

- К торговкам фруктами, стоящим рядышком, часто подходят то налоговики, то санэпидемстанция, - рассказывает Михаил Иванович. - А ко мне, видимо, стыдятся. С моих грошей да еще налоги со штрафами брать? Смешно.

Рэкет торговцев семечками тоже не «достает». Михаил Иванович считает, что у серьезных бандитов, в отличие от малолетних отморозков, совесть есть. Как-то раз он даже наблюдал сцену защиты мафией торговки от воровки. По улице шла бомжеватого вида женщина и схватила горсть семечек из мешка торговки. Торговка догнала хулиганку. Между женщинами завязалась драка. Конфликт «развел» оказавшийся рядом стриженый парень в спортивном костюме. Он вернул хозяйке украденную горсть семечек, а бомжихе сказал, чтоб впредь «эта шваль не смела честной бабке жить мешать, потому как бабка внукам на молоко тяжким трудом зарабатывает, а бомжиха и жизнь свою, и понятия - все пропила».

К конкуренции Михаил Иванович относится спокойно. Тем более, она не велика. Молодежь, естественно, таким малоприбыльным делом заниматься не станет, а уж старики между собой ладят, из-за места под солнцем глотки друг другу не грызут.

- Мороки ведь много с ними, с семечками, - Михаил Иванович объясняет, почему «семечный бизнес» не пользуется популярностью у молодежи. - Мало того что их нужно купить, так еще и привезти, перебрать, промыть, пожарить. А прибыли - на булку хлеба да на чекушку.

Вообще, рецептов приготовления семечек существует несколько: с солью, без соли, на масле, без масла. Бабульки, которые занимаются этим серьезно и основательно, предлагают покупателям сразу несколько разновидностей своего товара. От наличия тех или иных ингредиентов зависит цена.

Тем, кто шибко заботится о своем здоровье, можем сказать еще вот что: в семечках много кадмия. Это опасный химический элемент, который, накапливаясь в организме, вызывает онкологические заболевания. Семечки могут стать еще вреднее, если поджарить их на некачественном дешевом масле и посыпать вместо соли аммиачной селитрой (некоторое время назад по городу прокатилась эпидемия отравлений этой селитрой, очень похожей на соль). А вот слухи о том, что через семечки есть риск заразиться туберкулезом - полная чушь. Так нам сказали в городском центре госсанэпиднадзора.

Прочитав несколько исторических и географических книжек, мы выяснили, что любовь к семечкам присуща только славянам: украинцам, белорусам, русским. Торгуют жареными семечками возле болгарских кинотеатров. На Западе семечки заменяет попкорн. Хотя, по прогнозу Михаила Ивановича, и у нас мода на семечки скоро пройдет. В Новосибирске с национальным лакомством сейчас успешно конкурирует мороженое.

Мы решили эмпирическим путем выяснить, сколько зарабатывают на своем бизнесе торговцы семечками, и отправились на рынок. Килограмм «сырца», то есть неперебранных и нежареных семечек в заводской целлофановой упаковке, стоит 13-15 рублей. Семечки «отборные», без мусора и довольно крупные продаются литровыми кружками по цене 15 рублей. В кружке, когда мы взвесили покупку дома на бытовых весах, оказалось 500 граммов. Затем мы раскрыли килограммовую упаковку и перемерили ее стаканами. Оказалось семь стаканов.

Теперь подсчитаем. «Сырец» - семь стаканов за пятнадцать рублей. Значит, один стакан - два рубля с копейками. Жареные семечки продают по 4-5 рублей стакан. Выходит, 2-3 рубля прибыли с каждого стакана. Если продавать по 10 стаканов в день, заработок составит 20-30 рублей. Не густо.

Я здороваюсь с давешним Михаилом Ивановичем, унося с собой на работу кулечек купленного у него простенького лакомства. Какой же русский не любит полузгать семечек...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент