Как в Новосибирске чуть не угробили Хо Ши Мина

Авторы популярных статей об авиации все внимание уделяют, как правило, мастерству летчика, забывая о множестве вспомогательных служб, без которых полеты невозможны. Одна из таких служб - метеостанция, где работают синоптики, рассчитывающие для пилотов погоду на трассе.Методика прогноза тумана Валентины Михайловны Ярковой была представлена на ВДНХ, где получила серебряную медаль. Впоследствии за ряд важных исследований в области авиационной метеорологии она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.Некоторые из ее разработок используются в практике прогнозирования и по сей день. Поэтому можно смело сказать: есть и ее заслуга в том, когда экипажи воздушных судов в Толмачевском аэропорту узнают, что погода на трассе летная, а диспетчер говорит: «Взлет разрешаю».

Сегодня погода летная

 Авторы популярных статей об авиации все внимание уделяют, как правило, мастерству летчика, забывая о множестве вспомогательных служб, без которых полеты невозможны. Одна из таких служб - метеостанция, где работают синоптики, рассчитывающие для пилотов погоду на трассе.

В середине пятидесятых годов началась эра реактивной пассажирской авиации. Готовился к этому и Новосибирск: недалеко от военного аэродрома в Толмачево строилось новое большое летное поле. И вот в 1958 году начались полеты огромных реактивных лайнеров Ту-104, вмещающих сто пассажиров, по единственному пока маршруту Новосибирск - Москва. Теперь до столицы можно было добраться всего за четыре часа.

В начале шестидесятых оказалось, что этого для Новосибирска мало, возникла острая потребность в новых маршрутах. Когда открывалась всякая новая трасса, по инструкции экипаж должен был сначала пролететь по ней без пассажиров. В таких пробных полетах обязательно участвовали авиационные синоптики - предсказатели погоды.

...Ту-104 поднялся в воздух и лег курсом на юг. Во всех пассажирских салонах было пусто. В пилотской кабине, кроме нескольких мужчин в синей летной форме, находилась молодая женщина-синоптик в строгом темном костюме. Еще перед вылетом командиру воздушного корабля сообщили, что на трассе может возникнуть мощная облачность и грозовая деятельность во время пересечения холодного воздушного фронта. Но пока в голубом небе были видны только белые перистые и кучевые облака... Однако через час появились и облака дождевые - самолет приближался к опасной зоне.

Командир повернулся к женщине:

- Ну, давай, Валентина, подсказывай, как обойти грозу, ты же специалист. Я помню, как лекции нам читала: в грозовую облачность входить категорически запрещается.

Валентина смешалась, покраснела и пробормотала что-то из инструкции. А что можно сказать, когда за бортом сплошной туман?

- Ладно, - усмехнулся командир, - с вами все ясно, будем выбираться по интуиции. Машина надежная, да и старый конь борозды не испортит. - Он хлопнул себя в грудь, ободряюще улыбнулся и подмигнул. - Прорвемся!

С этой минуты к ней уже никто не обращался. Экипаж сосредоточился на приборах, изредка обмениваясь короткими репликами. Умение и опыт пилотов вывели лайнер из сложной погодной ситуации. После этого полета Валентину Яркову жег стыд и мучали сомнения, своим ли делом она занимается. Так опозорилась! Сработала привычка к анализу, дисциплинированный ум медленно разматывал нить воспоминаний.

...Середина тридцатых годов: покорение Арктики, поход и гибель ледокола «Челюскин», дрейф папанинцев, героические полеты советских летчиков, в том числе женщин, - вот в какое время она росла, вот когда зародилась любовь к авиации. Хотелось тоже подняться в воздух, как Гризодубова, Осипенко, Раскова. Но мечты не сбылись. 19 июня был выпускной вечер, а через три дня началась война.

Валентина все равно решила учиться и выбрала НИИГАиК - наверное, потому, что в его названии было «воздушное» слово аэрофотосъемка. В 1944 году открылись курсы синоптиков при управлении гидрометеослужбы. Окончила и их - ведь это давало возможность попасть на метеорологические станции при аэродромах. Работа на краевой метеостанции Барнаула показала, что полученных знаний не хватает, надо учиться дальше.

Специалистов-синоптиков с высшим образованием готовили только в Ленинграде и Одессе. Валентина вспомнила долгий, тяжелый путь на юг в 1945 году, зачастую на попутных товарняках, в только что освобожденную разрушенную, голодную, но веселую Одессу...

«Неужели все это было напрасно, я ошиблась в выборе профессии, ничему не научилась?» - бурлили эмоции.

«Нет, - говорил четкий математический ум. - Вспомни успешную работу в бюро погоды. Вспомни: ведь именно тебе предложили в 1958 году возглавить синоптическую группу по обслуживанию полетов реактивных лайнеров, когда надо было начинать с нуля. Не было ни своего помещения, ни оборудования, приходилось ютиться на военной метеостанции. И ты справилась, хотя тогда плохо знали особенности погодных условий на высотах 8-10 километров, не было нужной литературы, приходилось учиться в процессе работы и передавать свои знания летному составу. Нет, это твое дело, а если что не получилось - ищи причину. Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - холодный анализ опять завершился эмоциональным всплеском.

В конце пятидесятых в Новосибирске находилась Высшая школа летной подготовки, где повышали квалификацию летчики реактивной авиации. Валентина Михайловна Яркова преподавала там авиационную метеорологию. У курсантов этот предмет считался второстепенным. Первым делом были самолеты, а к изучению гроз, туманов и дождей они относились не очень серьезно. Во время одной из лекций преподаватель почувствовала подозрительную тишину и вдруг услышала гудение мухи. Оказалось, что солидные дяди решили развлечься. Будущие командиры Ту-104 поймали несколько мух, связали их за лапки и пустили в «свободный полет». Раздался сдавленный смех. Валентина Михайловна открыла форточку, выпустила мух и спокойно сказала, обращаясь ко всем:

- Посмотрим, как шутники сдадут экзамен по метеорологии: если на тройку, то пилотами первого класса им не бывать. Кто тогда будет смеяться?

Эти слова подействовали, в аудитории установилась деловая атмосфера. В результате вся эта группа сдала экзамены успешно.

Такие жесткие требования предъявлялись не зря. К тому времени авиация уже не могла, как в начале века, обходиться без подробных данных о погодных условиях, а летчик должен был уметь в них разобраться. Если давали нелетную погоду, никто не имел права нарушать запрет. Авиационные синоптики участвовали в обслуживании всех полетов, в том числе правительственных, поисковых полетов при посадках космонавтов. Когда в Толмачево приземлился самолет Юрия Гагарина, работники аэропорта видели его вблизи, на расстоянии вытянутой руки. Тогда не было больших строгостей, можно было выйти на летное поле и подойти к самому трапу гагаринского самолета, что и удалось Валентине Михайловне. Довелось ей увидеть так же близко американского президента Никсона с супругой.

Но посещения иностранных государственных деятелей не всегда проходили гладко. Визит в Новосибирск Хо Ши Мина, руководителя Северного Вьетнама, обернулся крупными неприятностями для многих людей. Прибытие его самолета ожидалось утром. Прогноз погоды, данный Валентиной Ярковой, был благоприятным. Он полностью сбывался. Небо было ясное, дул слабый ветерок. Видимость - миллион на миллион, как выражались авиаторы. Встречать высокого гостя собралось все руководство аэропорта. Прибыло также областное и городское начальство. Все они поднялись на вышку командно-диспетчерского пункта. И тут природа выдала неожиданный и неприятный сюрприз.

Самолет Хо Ши Мина заходил на посадку, когда с востока на летную полосу внезапно начал смещаться туман. Все всполошились. Откуда?! Возвращать самолет на запасной аэродром уже поздно. Сажать - большой риск. Гибель такого важного лица - международный скандал, полетят головы! Несколько секунд на командно-диспетчерском пункте и на вышке царила паника. Наконец диспетчер связался с экипажем и распорядился продолжать снижение. А туман уже закрывал часть посадочной полосы и медленно полз все дальше и дальше. Самолет благополучно коснулся колесами бетонки, но когда он рулил на стоянку, корпуса его уже совсем не было видно. Из тумана выступала только часть хвоста.

На вышке КДП слышалась тихая забористая ругань, голоса сели от волнения - люди разряжались после страшного напряжения. У Валентины Михайловны в результате сильнейшего стресса отнялась нога, она с трудом спустилась вниз, на землю. Чуть позже ее вызвал начальник управления ГВФ.

- Еще одна такая посадка, - рявкнул он, - и суши сухари!..

Этот случай заставил Валентину Яркову всерьез заняться изучением местных погодных условий. В чем же было дело? Этот вопрос долго не давал ей покоя. Как оказалось, причиной возникновения тумана в тот день оказалась согра - низменное заболоченное место на восточной окраине аэропорта. В утренние часы из-за большой влажности там возникал туман и при благоприятном ветре выползал на взлетно-посадочную полосу, причем всегда неожиданно.

Изучение условий образования тумана в районе аэропорта Толмачево, разработка метода его прогнозирования впоследствии вылились в кандидатскую диссертацию. В дальнейшем исследовательская работа была продолжена в Новосибирском НИИ гидрометеорологии. Методика прогноза тумана была представлена на ВДНХ, где получила серебряную медаль. Впоследствии автор этой методики за ряд важных исследований в области авиационной метеорологии была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Некоторые из ее разработок используются в практике прогнозирования и по сей день. Поэтому можно смело сказать: есть и ее заслуга в том, когда экипажи воздушных судов в Толмачевском аэропорту узнают, что погода на трассе летная, а диспетчер говорит: «Взлет разрешаю».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент