Занятость: проблемы уходят вглубь

С начала года количество безработных, состоящих на учете в городском отделе занятости населения, сократилось на 1000 человек. На конец июня уровень безработицы оказался меньше, чем за предыдущие восемь лет, - 0,7 процента. При этом на каждого безработного в службе занятости в среднем приходится больше трех вакансий.Можно говорить, что в службу занятости не обращаются из-за небольших пособий, что в поисках вакансий люди пользуются возможностями кадровых агентств или своими связями, но как бы то ни было, работу они все равно находят, причем с каждым годом все больше - в отраслях теневой экономики. Анализируя структуру и качество рабочих мест на рынке труда Новосибирска, ученые приходят к далеко не утешительным выводам. Новосибирск утрачивает статус промышленно развитого центра.

Все больше новосибирцев находят работу в сфере теневой экономики

Фото из журнала "Огонек"

 С начала года количество безработных, состоящих на учете в городском отделе занятости населения, сократилось на 1000 человек. На конец июня уровень безработицы оказался меньше, чем за предыдущие восемь лет, - 0,7 процента. При этом на каждого безработного в службе занятости в среднем приходится больше трех вакансий.

Если в застойные годы, когда у нас действовала концепция всеобщей и полной занятости населения, а о безработице мы слышали только в применении к капиталистическим странам, уровень занятости составлял 90,2 процента, то теперь в Новосибирске уровень занятости - 80-85 процентов. Как видим, цифры отличаются не намного. Можно говорить, что в службу занятости не обращаются из-за небольших пособий, что в поисках вакансий люди пользуются возможностями кадровых агентств или своими связями, но как бы то ни было, работу они все равно находят, причем с каждым годом все больше - в отраслях теневой экономики. Проблема в том, что в этом случае слишком большая нагрузка ложится на предприятия легальной экономики. Остальные уходят от налогов, в том числе и в Фонд занятости. Возможно, переход к единому социальному налогу в данной ситуации может явиться благом, поскольку он будет способствовать выводу экономики из тени.

Новосибирские телевизоры на потоке. Снимок уже исторический

 Новосибирск вообще может считаться городом-феноменом. При самом низком в регионе уровне средней зарплаты и самых высоких ценах на продукты питания у нас никто не ложится на рельсы и не бьет окна в мэрии. Очевидно, причина не только в законопослушности горожан. Как считают специалисты в области занятости, социальная напряженность рассасывается благодаря дополнительным доходам, которые получает значительная часть населения, используя «вторичную» занятость, то есть всевозможные подработки как в сфере легальной, так и теневой экономики. Это данные исследования мониторинга качества рабочей силы на рынке труда Новосибирска, проведенного по заказу департамента федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области специалистами Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

Однако, анализируя структуру и качество рабочих мест на рынке труда Новосибирска, ученые приходят к далеко не утешительным выводам. Новосибирск, считает кандидат экономических наук Нина Арсентьева, утрачивает статус промышленно развитого центра.

- Об этом свидетельствует падение занятости в промышленности. Оно происходит в основном за счет машиностроения, где падение темпов занятости идет наиболее резко. Другая проблема - постоянное нарастание в структуре занятости доли неквалифицированного труда, что всегда свидетельствует о большом объеме на предприятиях ручного труда и низкой механизации работ. Если на первом этапе обследования в 1993-1997 годах мы отмечали, что по доле неквалифицированного труда в экономике город находился на уровне США 1930 года, то теперь найти аналогичное значение просто не представляется возможным. То, что 500 тысяч работающих в легальном секторе экономики Новосибирска трудятся на 25 тысячах предприятий, говорит само за себя. На небольших предприятиях работники не могут быть уверены в стабильности своего положения, а самим предприятиям не по силам решение масштабных современных задач, они не имеют средств для технического перевооружения производства.

В сочетании с весьма скромными заработками (в промышленности средняя зарплата не намного превышает прожиточный минимум) - это причины, объясняющие, почему промышленные предприятия перестали быть привлекательными для молодежи. В результате на трех рабочих старше 50 лет на заводах приходится сегодня менее одного молодого рабочего.

Многочисленные меры, предпринимаемые для привлечения на промышленные предприятия молодежи, до сих пор не принесли желаемых результатов. Даже выпускники ПТУ с дефицитными на сегодня специальностями токарей, фрезеровщиков и слесарей часто не связывают свое будущее с предприятиями. Рядом со свидетельством об окончании училища у многих из них уже лежит повестка в военкомат. Вернутся ли они на завод после службы в армии - весьма проблематично. Директор «Сиблитмаша» А.К. Масолов считает, что с дефицитом станочников можно справиться, только установив на ряд предприятий и профессий двухгодичную бронь от службы в армии. Как это было в годы Великой Отечественной, как подобным же образом решили проблему дефицита механизаторов на селе в 70-е годы.

Государство, которое слишком долго устранялось от решения проблем экономики, отдав их на откуп стихии рынка, вполне возможно, будет вынуждено это сделать, если оно действительно заинтересовано в промышленном производстве.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент