В Новосибирске прошли гастроли питерского брейк-театра «ТОП9» звезд российского брейка
Говорят, брейк-данс это не хореография, а спорт. Аргументируют так: вот возьмем, к примеру, балет. Пожалуйста: сюжет, характеры, развитие отношений и так далее. Причем исключительно пластическими средствами. Вот когда брейкеры научатся не просто демонстрировать впечатляющие трюки, а «делать сюжет», тогда это станет искусством, а пока извините.
Альтернатива поножовщины
Это самое «вот когда» настало в России в апреле прошлого года когда питерская брейк-команда «ТОП9» (неоднократные победители чемпионатов России, финалисты чемпионата мира по брейк-дансу) отвлеклась от «чистого спорта» и придумала первый в нашей стране брейк-спектакль. «Акценты». Что забавно, кстати: сперва показы «Акцентов« проходили в основном за рубежом и только потом подключилась «страна-производитель», и начались гастрольные поездки по России. Причина такого «торможения», как думает хореограф «ТОП9» Константин Бредис (в брейкерских кругах известный также как Masta BK), в том, что отечественный зритель, находящийся в плену стереотипов, был как-то не готов к тому, что танец улиц (возникший как своеобразная альтернатива поножовщины) может выйти за рамки молодежной субкультуры и стать частью культуры вообще. В то время, как в Европе хип-хоп как направление в хореографии уже давно перестал быть экзотикой. Достаточно взглянуть, например, на популярный мюзикл «Собор Парижской Богоматери».
Экспрессия. Драйв. Эволюция
Эволюцию музыкальной культуры показывали на сцене ДК железнодорожников. Конфликт между культурой и субкультурой проявился как-то сразу: если «цивильная» публика (причем не только молодежная) пришла в культурное учреждение на спектакль и вела себя соответствующе, то местная брейкерская тусовка нормы корректного зрительского поведения попирала вовсю: ребята опаздывали, сочились в зал ровно до середины спектакля, входили и выходили, трындели по мобильникам, в голос комментировали происходящее на сцене (как правило, восторженно). Восторгаться и впрямь было чем: восемь великолепных танцоров, блестящая техника, великолепная физическая подготовка и фантастическая пластика. Экспрессия. Драйв. И да. Сюжеты. Характеры. Эволюция.
Нижний брейк во фраке
Путешествие по времени началось с первобытных времен (голые торсы танцоров, дикие ритмы, необтесанная агрессия догнать, победить, съесть). Игры в классику. В контексте Баха классические хип-хоповские курточки с капюшонами плюс сложенные ручки «смиренных монахов» почему-то напомнили инквизицию и все войны на религиозной почве разом (опять агрессия?). Ну а моцартовская скрипочка это вообще почти капустник, «фишка» чистейшей воды. Нижний брейк во фраке само по себе смешно. Но, как оказалось, почему бы и нет? Америка тридцатых, диксиленд, брейк-джаз. Современные кварталы Бруклина. Можно ли станцевать автомобильную пробку с аварией в финале? Еще как!!!
АнтиТодес
Кстати, подумалось, что брейк и джаз чем-то похожи ансамблевость, не исключающая индивидуальности. Поиграл «на заднем плане» получай свое соло, показывай, на что способен ты и только ты. Константин Бредис, кстати, говорил, что немалая привлекательность брейка в том, что команда складывается из индивидуальностей и никак иначе. И каждый может проявить себя «в меру своей испорченности», в отличие, скажем, от шоу-балета «Тодес», где «все, как в армии, синхронно делают одни и те же разученные движения». Причем номера, поставленные студиями «Тодеса» в разных городах, не отличаются друг от друга и единой деталью.
Забавно, но перед спектаклем «ТОП9» в фойе как раз активно торговали билетами на концерт новосибирской студии «Тодес». Вроде бы и то, и другое современная хореография, хорошо подготовленные танцоры, эффектная пластика и вообще красиво. Беспроигрышный вариант!
Константин Бредис: 8 классов и уличные университеты
Несмотря на 8 классов образования, Masta BK, практик от режиссуры и хореографии, уверенно рассуждает на культурологические и искусствоведческие темы, что совершенно не вяжется с его прикидом а-ля «шпана городских окраин». Зато неплохо гармонирует с идеей «Акцентов»: «спектакль, сюжетная линия которого построена на эволюции музыкальной культуры человечества, собирает в единое целое игру звуком, предметами и человеческим телом. От простейших ударных каменного века до диджейского пульта, от музыки там-тамов до мировых хитов, от ритуальных танцев до акробатических трюков», конец цитаты. Вот такие вот заявочки на победу.