Одни идут в милицию за романтикой, другим форма нравится

Кто идет на работу в милицию? Хрупкая женщина выпалила, чуть смущаясь, но довольно напористо: «Мне сорок два года, и я так хочу работать в милиции, хотя я бухгалтер. В свое время насмотрелась «Знатоков», а потом испугалась, проигнорировала свою мечту детства. Может, сейчас меня возьмут? На любую должность...»Сценка случилась в службе занятости Кировского района, где местная милиция провела, кажется, первой в городе ярмарку вакансий. Пожалуй, ярмарка слишком громко сказано. Пробная акция... Так почему же молодые парни идут в стражи порядка?

 Кто идет на работу в милицию? Хрупкая женщина выпалила, чуть смущаясь, но довольно напористо: «Мне сорок два года, и я так хочу работать в милиции, хотя я бухгалтер. В свое время насмотрелась «Знатоков», а потом испугалась, проигнорировала свою мечту детства. Может, сейчас меня возьмут? На любую должность...»

Подполковник Андрей Григорьев, заместитель начальника Кировского РУВД, похоже, на мгновение даже опешил. То ли женщина шутит, то ли действительно надеется. Кажется, и она тут же поняла некоторую даже комичность ситуации: «Да нет, я так просто».

Сценка случилась в службе занятости Кировского района, где местная милиция провела, кажется, первой в городе ярмарку вакансий. Пожалуй, ярмарка слишком громко сказано. Пробная акция...

Так почему же молодые парни идут в стражи порядка? «Всегда, с детства хотел быть милиционером». «Мои друзья подались в милицию». «Люблю дисциплину». «Хочу раскрывать преступления». «Форма нравится». Ответы вполне в дилетантском духе, с явным налетом подростково-киношного восприятия милицейской работы. Андрей Григорьев, сам пришедший в милицию три года назад после двадцатилетней армейской службы, где в последние годы был психологом дивизии, понимает этих парней. И, наверное, больше, чем они себя сами.

- Романтические ожидания опасны. Очень быстро может наступить разочарование. Ожидание каких-то приключений, засад и тому подобное жестко столкнется с совсем другой реальностью. Полсуток патрулировать по улицам изо дня в день, где контингент один и тот же. А еще по этой улице проносятся дорогие иномарки, за рулем такие же молодые парни. Трудно отделаться от мысли: «А я чем хуже?!» Или родственник какой-нибудь предложит: «Иди к нам в фирму экспедитором, в три раза больше будешь получать».

И все же идут парни и в милицию. Одни за тщательно скрываемой даже от себя романтикой, другим просто надо где-то работать. Две крайности, так сказать. А между ними спектр устремлений.

...Сергей прочитал в газете объявление и на первой электричке приехал из Убинки. Отслужил в армии. В местной милиции вакансий нет. Трактористом, водителем в деревне быть не хочет: «Пять лет зарплату не платят». Вот и рванул в областной центр: «Кто-то же должен следить за порядком». Парень вроде бы подходящий, серьезный, немногословный, младший сержант. Но навряд ли ему доведется патрулировать улицы Кировского района. У него нет жилья, а устроить новобранцев в общежитие, как выясняется, не по силам даже администрации района. Парадокс, но местная власть, которая должна быть кровно заинтересована в охране порядка на своей территории, не может выбить хотя бы десяток койко-мест для стражей порядка. Трое хороших парней должны были перевестись в другие РОВД, так как женились и переехали. А добираться поздно после дежурства - проблема. Ведь сотрудники ППС дежурят до часу ночи. Развозить же всех по городу - накладно. «У нас экономия жесткая во всем, - замечает Андрей Григорьев. - Так что приходится отказывать подходящим парням по самой что ни на есть бытовой причине: берем только проживающих в левобережье».

Пока замначальника РУВД беседовал с очередным «романтиком», я вышла в базе данных службы занятости на графу «милиционер». Требуются везде: и в райотделы по три-пять человек, и в милицию по охране метрополитена, и в батальон конвойной службы, аж тридцать человек, и в ОМОН Западно-Сибирского УВД на транспорте.

В Кировском с марта образовалось три десятка вакансий. Почему приходят «зеленые» парнишки в органы, мы вроде разобрались. А почему уходят, когда уже приобрели опыт? Процесс малоизученный, труднопрогнозируемый и сезонный. К осени, кажется, подтянутся новобранцы. Пятеро из Кировского рванули в дальнобойщики, кто-то нашел работу в коммерческих предприятиях. В Советском районе случился отток водителей - переманила развившая бешеную активность одна известная по рекламе фирма. Вроде бы частности, но из них образуется тенденция. А между тем, чтобы сделать из парня, прошедшего армию, хотя бы обычного рядового пэпээсника, надо не менее года. Месяца два идет прием - комиссии, тестирование, изучение личности, полгода стажировка, потом месяца три учеба.

...Еще один паренек, крепенький и явно не боязливый, подошел к столу Григорьева. Но разговор получился совсем коротким. Образование девять классов - не подходит. Примерно половина из всех, сделавших первый шаг к милиции, увы, не осилили среднюю школу. А треть из тех, кто подходит вроде бы по многим параметрам, не выдерживает жесткого отбора по здоровью и не может пройти психолого-физиологического обследования.

...Александр, начинавший срочную службу в армии в Президентском полку, сейчас прапорщик-контрактник в батальоне связи, но готов поменять эту службу на милицейскую. В ППС, а лучше в группе быстрого реагирования на «Газелях». (Кстати, шесть таких машин выделила недавно обладминистрация Кировскому ГУВД, как и другим.) Решение впереди. Александр, когда еще в обычной школе учился, занимался два года в милицейском классе.

Вообще же парни после срочной службы, а офицеры после увольнения из армии принимаются в милицию в тех же званиях. Офицера или гражданского мужчину с высшим образованием могут взять и в следствие, и в уголовный розыск, и в отдел по работе на потребительском рынке. Конечно, после обучения, не очень длительного. Вакансии есть. «Милиция будет всегда, в ней стабильность», - коротко разъяснил одному новобранцу Андрей Григорьев.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент