31 мая верный своему правилу первым представлять в нашем городе новые фильмы кинотеатр им. Маяковского показал «Жмурки» Алексея Балабанова. Этот режиссер хорошо известен нашему зрителю хотя бы по двум фильмам: «Брат« и «Брат-2», которые стали в некотором смысле культовыми и открыли череду отечественных киноработ о российских «положительных» бандитах. Своего рода апофеозом в этой теме в экранном искусстве стала «Бригада». А что касается мира криминальных разборок, то он и без Балабанова давно и прочно утвердился в нашем представлении о якобы действительности, которая куда как сложнее на самом деле, чем в кино.
Но правила игры в данном случае известны. «Жмурки» названы беспредельной комедией. И издавна существовавший черный юмор в анекдотах сейчас претендует на гораздо большее как некий метод искусства, читай по отечественным классикам некое черно-смешное отображение действительности.
Чернухи навалом. Крови море. И действительно иногда ублюдки-уголовники совершают смешные и нелепые поступки, что даже не верится, что современный уже «высокоразвитый» криминальный мир вышел «оттуда», из начала 90-х годов, когда одной жестокости и умения стрелять было достаточно для того, чтобы стать богатым. И нет сомнения в том, что у некоторой части зрителя фильм найдет горячую поддержку. Правда, нет клюквы-любви, не до нее на этот раз, но зато такого созвездия актерских талантов мы не видели ни в одной современной ленте. От мэтра Никиты Михалкова до Впрочем, всех и не перечислишь. А почему бы в такой компании не сняться даже единственной женщине очаровательной Ренате Литвиновой, если хорошо заплатят, конечно. Потому что коммерческое начало в некогда искусстве кино не просто довлеет, оно стало смыслом большинства киноработ.
Да, интересно. Иногда жутко и противно. Иногда и смешно. Но вот все-таки думаешь: зачем и во имя чего? Господа авторы, где сверхзадача? Без нее несостоятельны никакие заявки на произведение искусства?
Хороший добрый актер Анатолий Журавлев на встрече с журналистами говорил, что лично он старается не убивать людей в своих киноролях. Но мне как рядовому зрителю мало этого в кино: пусть стреляют и пусть даже будет кровь, но мое личное убеждение: искусство тогда становится искусством, когда оно возвышается и над действительностью, и ведет за собой зрителя.
Куда ведут наши уже бесконечные криминальные кинодрамы?