Чем дышит и о чем пишет рок-бардовская молодежь
«Пол теплый и его много, подползайте поближе к сцене!» Мальчики и девочки послушно «подползают», устраиваются прямо на полу (джинсы позволяют!). «Наш следующий участник пишет песни уже три года, но со сцены будет петь в первый раз. Хотя публично он их уже исполнял на улице перед торговым центром. Ну, всем вам знакомо слово «street « Нервное, бесконечно длинное гитарное вступление, срывающийся юношеский басок, поющий что-то там про судьбы мира в стиле »где-то между «Чайфом« и Гребенщиковым». Ох, где мои пятнадцать лет? В почти неосвещенном зале джинса и кожа, пиво и поцелуи, хождения и разговоры, густой запах табака и иных растений В клубе «Че Гевара» Академгородка ежегодный некоммерческий фестиваль авторской песни и поэзии «Сибирский шестиструнный андеграунд». Сокращенно «С.Ш.А.»
Когда создавался первый фестиваль, стало ясно это фестиваль против американизации общества. Против общества потребления, рассказывает координатор фестиваля Александр Орлов. А поводом к появлению такого, в общем-то, противоречивого названия стало то, что первый фестиваль нечаянно совпал с годовщиной бомбёжки Югославии американскими войсками. Стало ясно, что тема Америки каким-то образом должна быть затронута. По-моему, получилось очень интересное название: фестиваль «С.Ш.А.» против американизации. Это что-то вроде «Рок против наркотиков» парадокс, привлекающий думающую инициативную аудиторию.
Основная задача фестиваля поддержание идеи и духа творчества среди молодёжи. Дать возможность начинающим исполнителям показать свои песни широкой аудитории. Идея благая, а желающих «показаться» хватало всегда. В самом первом «Андеграунде» (в 2001 году) участвовало всего 18 исполнителей, в этом году желающих было более семидесяти. Из них организаторы отобрали тридцать начинающих бардов, рокеров и поэтов больше невозможно. И без того два концерта фестиваля (17 и 18 мая) в «Че Геваре» проходили с шести вечера до часу ночи.
Собственно, концертами это назвать было бы сложно. «Концерт» подразумевает более-менее внимательное «слушание», а внимательно слушать семь часов подряд сложно даже для тренированного человека. Тем более что контингент «С.Ш.А.» новички на сцене, и далеко не все были способны удержать внимание зала на протяжении пятнадцати-двадцатиминутных выступлений. Плюс звук, который можно было бы назвать «эталонно плохим», если гитары было еще хоть как-то слышно, то текст в лучшем случае слово через три. И тем не менее создавалось впечатление, что все так и задумано, до мелочей продумано и с блеском воплощено.
«Погружение» в атмосферу полуподпольных концертов восьмидесятых, полумрак, подвальная эстетика, длинные волосы прихипповывающих мальчиков и девочек. Организаторам «С.Ш.А.» хотелось именно атмосферы душевной, ностальгической. И участников они отбирали именно по принципу искренности и душевности, а не по качеству текста или уровню исполнительского мастерства. Впрочем, для слушателей «С.Ш.А.» (изрядную часть публики, похоже, составляли друзья выступающих) исполнительский уровень был не главным. А искренности было хоть завались. Поэтому слушали, тихонько подпевали знакомым песням, подтанцовывали, пили пиво, курили, аплодировали. Душевно! Кроме того, погода была хороша поэтому шестиструнный андеграунд звучал не только в зале «Че Гевары», но и в кулуарах, и на лавочках во дворе.
Жаль одно очень хотелось бы послушать участников «С.Ш.А.» в нормальной, концертной версии в зрительном зале с нормальным звуком и хорошей вентиляцией, по парочке песен от каждого. Просто чтобы сложилась картинка чем дышит нынешняя рок-бард-молодежь, о чем пишет. Чтобы расслышать слова стихов и песен (а ведь поэтические находки, кажется, были, но у них почти не было шансов быть расслышанными). Часа в три такая программа уложилась бы. Но атмосфера, конечно, была бы совсем не та Не андеграундная.