У самолетов военной поры была короткая жизнь. Выпускавшиеся в спешке, они часто имели мизерный ресурс 30 летных часов. Но на долю некоторых выпал счастливый жребий вторая жизнь, мирная и долгая.
Новую жизнь самолетам Великой Отечественной дают в Новосибирске. Именно здесь расположено единственное в России предприятие, занимающееся реставрацией самолетов. ЗАО «Авиареставрация» было создано в 1992 году энтузиастами, практически на голом месте. Один из первых самолетов пришлось даже отдать подешевле чтобы скорее получить необходимые оборотные средства.
Первый реставрированный самолет взлетел 9 сентября 1995 г. Всего восстановлено и облетано 12 боевых машин: шесть И-16, три И-153 «Чайка», два И-15бис, один ДИТ.
Еще один самолет МиГ-3 почти готов и, по словам директора предприятия Владимира Бернса, 16 мая уже пройдет летные испытания под Новосибирском. В разной степени готовности находятся еще два МиГ-3, а всего на реставрации находятся 10 самолетов. В том числе семитонный Ил-2 и немецкий связной «Шорх». Последняя машина уникальна. Она пока единственная «вражеская», отлично (если это применимо к «останкам») сохранилась. Кроме того, известно, что этим типом самолетов любил пользоваться Гитлер и именно на таком Отто Скорцени спас Муссолини из плена.
Восстанавливать немецкую машину не сложнее, чем отечественную. На МиГ-3, например, не сохранилось документации, реставраторы располагают лишь несколькими чертежами. Поэтому работа начинается с того, что по «останкам» самолета и архивным материалам воссоздается конструкторская и техническая документация. Только потом воссоздается конструкция самолета, причем с максимальным использованием оригинальных элементов и агрегатов. Последние исследуют, в том числе, с помощью рентгена, и определяют их пригодность. Восстановленные самолеты не просто «могут летать», они проходят техническое освидетельствование и летные испытания. Их первоначальный ресурс 10 лет службы затем может быть продлен, ведь специалисты «Авиареставрации» осуществляют техническое обеспечение всех своих машин.
Потому недаром изделия новосибирских мастеров были допущены к участию в международных авиационных салонах и авиашоу: Новая Зеландия 1998 г., 2000 г., 2002 г., 2004 г., МАКС-2001, МАКС-2003 (Москва), Гидроавиасалон-2002 (Геленджик), Даксфорд (Англия) 2004 г. А один из самолетов совсем недавно продемонстрировал свои летные качества в новом сериале «Звезда эпохи».
К сожалению, большинство отреставрированных в Новосибирске машин «прописываются» за границей, ведь все они делаются под заказ. В настоящее время четыре самолета находятся в США, два в Англии, один в Испании, четыре в Новой Зеландии и один в России. Получается, что память о боевой славе советских летчиков сохраняется благодаря энтузиазму иностранных коллекционеров. (Понятно, что своими раритетами иностранцы интересуются гораздо больше.)
Но главную роль в этом деле играет, конечно, дружный коллектив энтузиастов, работающих в ЗАО «Авиареставрация». Трудно поверить, что всего 28 человек воссоздают из груды старого железа красавцы-самолеты. Большинство из ведущих специалистов закончили самолетостроительный факультет НЭТИ, а на предприятие пришли из СибНИА. Но трудятся здесь и бывшие военные техники, и спортсмены-модельщики, и нынешние студенты.
Удивительно и то, что все производство размещено на крошечной площадке. Крылья маленького по современным меркам МиГа не помещаются в мастерской и их монтируют по очереди, а полностью собрать машину возможно только на улице.
Мэр Владимир Городецкий, побывавший на предприятии накануне Дня Победы, был поражен увиденным. «Приходится верить, что это возможно», констатировал Владимир Филиппович. Мэр с удовольствием вникал во все технические детали и даже пообещал, если получится, 16 мая приехать на летные испытания МиГа.
В заключение Владимир Филиппович выразил восхищение талантом и мастерством людей, преданность которых своему делу способствует сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Затем мэр поздравил коллектив с приближающимся днем Победы, вручил лучшим работникам предприятия памятные подарки.