Возведение объектов муниципальной собственности или их капитальный ремонт особая сфера деятельности строительного комплекса
За тем, как растут или обновляются школы, детские сады, поликлиники, больницы, наблюдаем мы все, ведь они для нас и строятся. И «незавершенок», «замораживания» и даже простоев здесь быть не должно отлаженная схема взаимодействия власти и строителей может обеспечить своевременный ввод муниципального объекта в эксплуатацию. Новосибирску принадлежит первенство в Сибирском регионе по организации тендеров на строительство таких объектов. Но проведение тендеров еще не панацея при муниципальном строительстве и реконструкции, не гарантия того, что объект будет сдан в срок и на должном качественном уровне. Для этого необходим ряд обязательных условий. В том числе и четко реализованная система расчета со строительной компанией.
Сегодня любой прохожий, глядя, к примеру, на оставшийся незаасфальтированным кусок дороги, на ямы на проезжей части или на брошенный строителями объект, поставит диагноз денег не хватило. И в 99 случаях из ста, наверное, будет прав.
Примеров тому достаточно. Скажем, по проведенным мэрией тендерам велись работы на пристройке к школе N 94 в Ленинском районе и пристройке к школе N 168 Железнодорожного района. Компания ООО «Плюс К», выигравшая тендер на строительные работы по 94-й школе, но до этого никоим образом себя на строительстве объектов в городе не проявившая, за четыре года закончить строительство не смогла и ушла с объекта. В конце концов, чтобы строительство пристройки закончить, муниципалитет был вынужден принять решительные меры: первый вице-мэр Владимир Шумилов и начальник УКСа Виталий Васильев договорились с руководителем компании «Промстройпроект» Константином Русевым, и уже эта организация довела строительство до завершения.
А пристройка к школе N 168 имеет уже более чем 10-летнюю историю. Даже при работе в две смены школе не хватает площадей столовой, гардероба, библиотеки, количества учебных классов. Заместитель начальника управления образования мэрии Николай Мезенцев надеется, что в этом году учебный блок и столовая будут сданы, а вот переход из школы в пристройку вряд ли. Работы начинала компания «ПСО N 1«, получив этот заказ по тендеру, сейчас ситуацию спасает СУ-9.
Другой пример строительство школы N 210 в Ленинском районе. Строительная компания «Союз-10», выполнявшая этот муниципальный заказ, справилась с ним за девять месяцев, успев к началу нового учебного года, хотя нормативный срок такого строительства 17 месяцев. Причем на этом объекте выполнены современные технологические условия, позволяющие повысить качество и срок его эксплуатации. Школа вместила в себя не только учебные классы, кабинеты, столовую, два спортзала, но и «зимний сад», швейные мастерские, специализированные кабинеты, лаборатории и т. д. Здесь продумано все: мембранная кровля, которая не потребует специального обслуживания, чтобы избежать в зимнее время пресловутых сосулек, качественный линолеум не на день и не на год, а на десятилетия эксплуатации именно в условиях школы, наконец, нескользкое крыльцо даже в период повсеместной гололедицы. Директор школы Людмила Юдина на вопрос: «Как работается в этом здании?» отвечает: «У меня много дел, но нет проблем«.
Генеральный директор «Союз-10» Александр Михайлов при заключении договора с мэрией на строительство этой школы пошел на условия оплаты заказа в 2005 году. Такая отсрочка платежей достаточно солидная для строительного рынка. При этом никто не снял со строительной компании ответственность за банковские кредиты, взятые на строительство. Расчеты с застройщиком были включены в бюджет города 2005 года и должны были быть произведены равномерно в срок до 30 апреля. Но на дворе уже май, школа отработала целый учебный год, а застройщик денег пока так и не получил.
Я за диалог, признается Александр Михайлов. Да, остановить работы до поступления денег тоже, наверное, своего рода рычаг в устранении финансовых недоразумений, только в этом случае страдают, прежде всего, люди, для нужд которых эти объекты и строятся. А это нечестно. Есть другой, цивилизованный путь решения проблем подобного рода изначально отладить механизм партнерских отношений власти и строителей. Мы городу качественно и в срок выполненные объекты, а город нам своевременный расчет. Нужна продуманная муниципалитетом строительная политика плюс ее четкая реализация. Думаю, что при формировании городского бюджета на строительство и реконструкцию сначала должны определяться объекты, в которых в первую очередь нуждается город, потом просчитываться стоимость строительных работ, а соответствующие структуры мэрии должны заниматься наполнением бюджета и выполнением своих финансовых обязательств перед подрядчиками, которые эти работы и выполняют. Так остаются удовлетворенными все: муниципалитет как заинтересованная сторона в выполнении заказа с самого начала знает, во сколько ему обойдется строительство, а застройщик уверен, что получит деньги по факту заключенных договоров. Мы вкладываем свои деньги в строительство по законам бизнеса: исполнение обязательств муниципалитета должно быть обязательным. При этом, выплачивая деньги подрядчику, муниципалитет должен спрашивать с него и качество. Рынок есть рынок, и его законы диктуют: нет качества нет и расчетов! Я считаю это нормальным. И тогда не будет таких случаев, когда через неделю после сдачи объекта начинает сыпаться штукатурка. Застройщик сам будет заинтересован в качестве своей работы, и не только для того, чтобы сохранить свою деловую репутацию, но и чтобы получить за работу деньги. Убежден, что в реализации такой схемы нет ничего сложного. Просто нужна четкая, выверенная и ответственная работа партнеров муниципалитета и строителей.
Рациональное расходование бюджетных средств это прерогатива чиновников. Налогоплательщики, которые наполняют бюджет, тоже не хотят, чтобы эти средства разбазаривались. На стройке два бога «Качество» и «Срок строительства». Именно сокращение сроков строительства ведет к снижению накладных расходов и снижению стоимости строительства в целом. Рост цен в строительстве значительно опережает официальные темпы инфляции и стоимость банковских кредитов. За 2004 год стоимость ресурсов в среднем увеличилась на 34 процента, в 2005 году рост продолжается. Своевременное привлечение инвестиций для строительства муниципальных объектов тоже ведет к значительному их удешевлению. Перегружать бюджет нельзя, но и недофинансировать возведение объектов тоже нельзя. Основным критерием при проведении так называемых тендеров на подрядные работы должны стать репутация предприятия и способность выполнить заказ в нормативные сроки на договорных условиях. Муниципальный заказ для строительных подразделений не является привлекательным с экономической точки зрения. У него есть другое социальная значимость объекта. За качество выстроенных жилых домов строителю благодарны инвесторы. За школу тысячи детей и родителей.
Инспектируя подстанции «Скорой помощи« Ленинского района в августе прошлого года, мэр Владимир Городецкий высказал мнение, что эксплуатировать дальше две существующие ныне подстанции небезопасно, а капитально их ремонтировать деньги на ветер. И решение этой проблемы откладывать нельзя. »Союз-10« принял предложение муниципалитета на строительство новой подстанции. Расположится она на перекрестке улиц Титова и Троллейной. Весь риск по финансированию взял на себя «Союз-10». Ориентировочная стоимость объекта известна. После получения полного пакета документации ее можно уточнить, причем до подписания договора муниципалитет должен проверить все объемы и утвердить стоимость. Но о значительной экономии бюджетных средств можно говорить уже сейчас. Работы над новой подстанцией начались в ноябре 2004 года. Ее проектированием занимается АПМ-6 «Новосибгражданпроект«. Новая подстанция современное здание с удобно расположенными техническими службами и автопарком на 30 автомобилей. В декабре 2004 январе 2005 года здесь были вбиты первые сваи, а сегодня возведены стены и внутренние перекрытия. Ее мощность будет в два раза больше, чем у двух старых вместе взятых: она исправно и в полном объеме будет удовлетворять нужды жителей Ленинки на ближайшие лет тридцать. Руководитель «Союза-10» считает, что при хороших условиях сроки строительства сократятся более чем вдвое. Нормы проектирования объекта 12 месяцев, строительства 15. Но работа идет, что называется, «с листа», и строители говорят, что при таких темпах к сентябрю ее можно уже и сдать.
А «хорошие условия» это финансирование, или, если говорить точнее, выполнение обязательств заказчика перед подрядчиком за уже сданные в эксплуатацию объекты. Нельзя нарушать цепочку, ведь это бизнес, участниками которого являются отнюдь не две стороны, как это кажется на первый взгляд, строительные компании обременены «кредитной массой» и помимо вкладывания денег в новый объект должны своевременно еще и отдавать банковские кредиты за предыдущие.
Поэтому главным в решении вопроса муниципального строительства, его качества и темпов становится ответственность. Ответственность за качество своей работы, за выполнение взятых на себя обязательств, за город, в котором мы все живем.