< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Вся палитра творческого эксперимента

В фестивале, который в течение последней недели июня проходил на сцене театра «Старый дом», принимали участие практически все независимые профессиональные театральные коллективы города - антрепризные, актерские, товарищества, творческие группы и отдельные «свободные художники». Все, кому тесно прокрустово ложе репертуарного театра и кого привлекает творческий эксперимент.

 В фестивале, который в течение последней недели июня проходил на сцене театра «Старый дом», принимали участие практически все независимые профессиональные театральные коллективы города - антрепризные, актерские, товарищества, творческие группы и отдельные «свободные художники». Все, кому тесно прокрустово ложе репертуарного театра и кого привлекает творческий эксперимент.

Участники

 Независимая театральная антреприза Дома актера

Создана в прошлом году. Заявила о себе шоу-капустником молодых актеров «Красного факела» под названием «Праздник в сумасшедшем доме, или Не бойтесь сходить с ума!!!» На сегодняшний день антреприза объединяет три разные творческие группы. Одну из них возглавляет актер Петр Владимиров, другую - актер Николай Тимофеев и третью - режиссер Галина Наумова.

Петр Владимиров из всех троих настроен наиболее радикально. Он убежден, что будущее исключительно за антрепризой, поскольку только она дает возможность свободного полета и достойного творческого самовыражения. А государственная театральная система себя исчерпала и со временем непременно отомрет, как мамонт.

- Скоро все лучшие театральные силы города будут у нас, - безапелляционно заявляет юный максималист.

Галина Наумова настроена менее радикально - полагает, что государственные и альтернативные театры вполне могут уживаться друг с другом. Ее кредо - театр актерский. В то время как в государственных театрах, по ее мнению, преобладает театр режиссерский, а роль актера размыта. На фестивале антреприза Галины Наумовой представляет комедию «Этот странный мир...» с участием звезд новосибирской сцены - заслуженных артистов Надежды Александровой и Владимира Лемешонка.

Авторский театр «Подмостки»

Существует с 94-го года. Художественный руководитель - актер Олег Литовченко. Концепция театра - все авторское, свое. Инсценировка, музыка, хореография, режиссура. Готовую драматургию театр принципиально не ставит, предпочитая инсценировать и воплощать на сцене произведения не драматических жанров, отдавая предпочтение русской классике. В репертуаре театра - восемь спектаклей, в совокупности представляющие собой своеобразный путь развития русского театра от скоморохов до классического спектакля.

Синтез-театр «Остров»

Существует девять лет. Кредо театра - «свобода мысли, свобода пластики, спонтанность и принципиальный пластический минимализм». Классической хореографии независимые художники синтез-театра говорят свое дружное «фэ»:

- Если вам нужны вытянутые носочки и прямые шейки, это не ко мне, - говорит художественный руководитель, актер и режиссер театра Валерий Стефаниев.

В основной труппе театра девять человек, все они - выпускники, аспиранты и студенты НГУ, что определяет интеллектуальную планку их творческого эксперимента.

Рекламно-театральное агентство «Этсэтрэа»

Создано в этом году. Идеология коллектива - гармоничное соединение театра и рекламы. «Агентство создает спектакли - маленькие или большие, условные или реалистические, изысканные, возвышенные или приземленно-площадные, в которых сюжет, тема, жанр и стилистика соответствуют теме и стилистике фирмы, нуждающейся в рекламе», - записано в программе театра.

Впрочем, чисто рекламными задачами агентство себя ограничивать не собирается, - «коллектив так же свободен, как любой театральный организм».

Актриса Елена Руденко

«Свободная художница» представила на фестивале зрителя моноспектакль «Любовь» - литературную мистификацию по поэме Пьера Льюиса «Песни Билитис».

В фестивальной афише - несколько кукольных театров и театров, основанных на синтезе драматической и кукольной театральных форм. (Это когда на сцене «живые» куклы эксклюзивного исполнения играют вместе с актерами в авторских костюмах). Именно такое содружество актеров и кукол практикуется в театре «Куклы-великаны» из Бийска (размер кукол здесь достигает трех метров в ширину, четырех метров в высоту и пяти метров в длину).

Самый «старый» из независимых кукольных коллективов - театр «Планшет». Его возраст 18 лет. Артисты - школьники со 2-го по 10-й класс. Театр имеет свой зрительный зал на 35 мест и собственную мастерскую по изготовлению кукол, реквизита и костюмов.

Самый «молодой» - Новосибирский театр марионеток (во время фестиваля ему исполнился ровно год).

Театр DENIS представил на фестивале спектакль, жанр которого определен «представлением с участием теней, людей, и кукол» («История села Горюхина» по Пушкину). Театр работает без режиссера - только художник и актеры.

- Нет режиссера и пока не надо, - говорят в театре. - Используются идеи всех, и никто не доминирует.

«Крыша»

 Организатором фестиваля выступил театр «Старый дом», предоставивший независимым театрам крышу (в обычной «нефестивальной» жизни многие из этих театров постоянной крыши над головой не имеют и вынуждены постоянно гастролировать). По мнению организаторов, в настоящее время роль независимых театральных инициатив в общем культурном пространстве города явно недооценивается. Независимые театры существуют в изоляции и информационном вакууме. И фестиваль призван этот невольный «заговор молчания» разрушить и представить зрителю некий единый театральный образ города, который бы ассоциировался не только со спектаклями государственных театров, но и с различными формами альтернативного независимого театрального творчества.

В перспективе фестиваль должен стать международным.

Скандал в тихом семействе

 Не обошлось и без скандала. Не состоялось заявленное в афише выступление театра «Синяя птица». Причина травиальна - забастовали и отказались выходить на сцену актеры театра, не получившие зарплату.

- Я хочу сказать несколько слов в защиту театра антрепризного, - сказала на брифинге для журналистов режиссер театра Елена Сибиркина.

Первое время театр существовал как антрепризный. Актеры приглашались на раз и с разовой оплатой. После перехода на модель театра с постоянной труппой возникли проблемы. Дело в том, что «Синяя птица» - театр для детей, а с реализацией детских спектаклей есть свои сложности: в каникулы - опт, в учебное время - мелкая розница или вообще «зависание» спектаклей... К тому же и себестоимость полноценного зрелищного детского спектакля (а иная форма для юного зрителя неприемлема) достаточно высокая, а выложить 70 рублей за ребенка (140, если вместе с мамой) не каждому семейному бюджету под силу... Одним словом, вывод один - без дотаций, как ни крути, театр для детей существовать не может. Впрочем, вообще отказываться от идеи театра Елена Сибиркина не намерена, выход из конфликтной ситуации она видит в обновлении труппы, возвращении к модели антрепризы и вводе в репертуар «взрослых» спектаклей.

Ситуация высветила проблемы во многом одинаковые для независимых театров. Для обсуждения этих вопросов в ходе фестиваля были организованы «круглые столы» с участием всех заинтересованных сторон.

***

Заключительный аккорд фестиваля тоже будет неслабый. «Старый дом» вне конкурса представил на суд зрителя последнюю премьеру сезона - черный фарс «Жан и Жюли, серебряная свадьба» по Энтони Сверлингу. Это второй подход к пьесе режиссера Семена Верхградского. Результатом первого подхода стал спектакль «Привкус горького миндаля», где от текста Сверлинга осталась только идея, а текст практически весь был переписан исполнителем роли Жана Анатолием Узденским. Во второй версии шведский драматург будет восстановлен в правах.

- Спектакль получился предельно жестким, - признается Семен Верхградский.

Добавим только, что в спектакле не обошлось без учения доктора Фрейда и моментов садо-мазохизма...