< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Европейские мастера из томского музея на два месяца пропишутся у нас

Впервые в своей истории томский музей согласился на время расстаться с несколькими десятками живописных работ из своей коллекции. Причем работ самых ценных. 39 картин европейских мастеров до конца июля будут экспонироваться в залах НКГ. На сегодняшний день томская коллекция западно-европейской живописи XVIII-XIX веков является самой интересной коллекцией этого периода за Уралом.

 Впервые в своей истории томский музей согласился на время расстаться с несколькими десятками живописных работ из своей коллекции. Причем работ самых ценных. 39 картин европейских мастеров до конца июля будут экспонироваться в залах НКГ. На сегодняшний день томская коллекция западно-европейской живописи XVIII-XIX веков является самой интересной коллекцией этого периода за Уралом.

- Это самое лучшее, что мы имеем, - говорит представитель томского музея, куратор выставки Лилия Овчинникова. - Мы вообще свою коллекцию за границами города никогда не экспонировали. Если и отдавали, то отдельные два-три произведения, по крайней мере, больше пяти работ из Томска никогда не уезжало. А вывоз за пределы ценной экспозиции - это вообще впервые в истории музея...

Подобный «реверанс» в сторону нашей галереи томичи объясняют, отчасти, осложнившимися отношениями с центром:

- Общаться с центром стало труднее, - раньше у нас были выставки из Третьяковки, Эрмитажа, Русского музея... Сейчас это для сибирских музеев совершенно исключено. Я не знаю ни одного опыта последних десяти лет, чтобы сибирскому музею дали что-то значительное из центра. Сотрудники центральных музеев еще дают свои произведения за границу, это выгодно и материально, и в плане престижа. Мы же в этом смысле предложить им ничего не можем.

Поэтому сибирские галеристы решили обмениваться коллекциями внутри региона.

***

Теперь о самой выставке.

- Выставка, по большому счету, не претендует на полное освещение всей истории европейского искусства, - говорит Лилия Овчинникова, - но какие-то важнейшие тенденции она достаточно полно и определенно демонстрирует. И, что мы считаем особенно важным для себя, нам удалось выдержать достаточно высокий художественный уровень.

В экспозиции нет имен первого ряда, но есть ведущие европейские школы. XVIII век, например, представлен прекрасными образцами барокко (Унтербергер «Оплакивание Христа») и пейзажем (Карл Фердинанд Гугель).

XIX век не дает таких «чистых» образцов:

- Границы национальных школ и стилей размываются, - представляет эту часть коллекции куратор выставки. - XIX век это «все борьба» - здесь и классицизм, и романтизм, и реализм... На смену одному приходит другое, но оно не уничтожает предыдущее, все сосуществует, живет параллельно. В одном произведении встречаются черты всех направлений. Хотя есть группы произведений, в которых черты того или иного стиля являются преобладающими.

У группы художников неаполитанской школы (среди них Джачинто Джиганте) преобладающим, определенно, является романтизм. Пейзажи и работы в жанре интерьера, из представленных на выставке, - наглядное тому подтверждение. Поклонники романтических решений, без сомнения, обратят внимание и на работу бельгийского мастера Матизена «Школа воров», сюжет которой иллюстрирует одну из глав «Собора парижской Богоматери» Виктора Гюго, где герой проходит школу воров, доказывая свою мастеровитость... У Матизена испытание в самом разгаре - молодой вор стоит одной ногой на горячей сковородке и тянется к чучелу, обвешанному колокольчиками, не один из которых не должен зазвенеть. Сцена очень динамичная, экспрессивная и романтически решенная. Выразительные средства соответственные - резкие контрасты света и тени, стремительный ритм.

Представлен на выставке и жанр так называемой исторической картины - дань широко распространившейся в XIX веке живописи салона. На салонах художники явно шли навстречу публике, стараясь ее заинтересовать, а иногда и откровенно понравиться. Живописные решения предлагались соответственно занимательному сюжету. А чтобы развлечь еще больше, героев одевали в исторические наряды разных эпох. Таковы, например, представленные на выставке «Спор ученых» немецкого мастера Гейссера или «Метание мечей» испанца Галофре, где все действующие лица переодеты в испанские костюмы XVI века, а действие происходит в апартаментах средневекового замка. XX век представлен работами польского художника Казимира Зеленевского, которого томичи считают отчасти «своим», поскольку родился он в Томске и активно участвовал в художественной жизни города. Потом, перед приходом Колчака, уехал в Европу и уже не возвращался. Работал в Париже, успешно выставлялся в салонах. Томский музей - единственный, где имеется значительная коллекция живописи и графики Зеленевского.

Современная европейская живопись представлена именами Ивонны Робертсон (Австрия) и Иоргена Шакова (Дания).