< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Новосибирск повышает тарифы одним из последних

Инициаторами повышения тарифов являются вовсе не новосибирские власти. Напомним, что согласно концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной в 1997 году указом президента, в том же 1997 году доля платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг должна была составлять 35 процентов, в 1998 - 50, в 1999 - 60, а в 2000 - уже 70 процентов.Новосибирск - один из немногих городов, где низкие тарифы для населения продержались так долго, последний раз они менялись в 1997 году.
Фото из журнала "Огонек"

 Проблеме предстоящего повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги была посвящена прошедшая в мэрии встреча за круглым столом. Чтобы проанализировать все нюансы важного для горожан решения, собрались депутаты городского Совета, которым предстоит рассматривать этот документ на сессии 27 июня, и руководители, специалисты департаментов мэрии по социальной политике; экономики и финансов; энергетики, жилищного и коммунального хозяйства.

Инициаторами повышения тарифов являются вовсе не новосибирские власти. Напомним, что согласно концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной в 1997 году указом президента, в том же 1997 году доля платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг должна была составлять 35 процентов, в 1998 - 50, в 1999 - 60, а в 2000 - уже 70 процентов.

Новосибирск - один из немногих городов, где низкие тарифы для населения продержались так долго, последний раз они менялись в 1997 году. Гораздо раньше повышенные тарифы (45-50 процентов) были введены, например, в Иркутске, Новокузнецке, Кемерове и др. В некоторых городах (Абакане, Челябинске) доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги еще выше - 60 процентов. 50-процентный тариф давно действует и в городах Новосибирской области - Бердске, Искитиме, Оби.

Новосибирцы же и по сей день платят лишь 25 процентов от действующих тарифов, остальное дотирует бюджет. С учетом того, что затраты на жилищно-коммунальное хозяйство города за прошедшие годы значительно выросли, эта нагрузка на бюджет ложится все более тяжким бременем. Так, в прошлом, 1999 году затраты на ЖКХ составили 34 процента всех расходов бюджета, на нынешний год запланировано уже 39. На капитальный ремонт жилого фонда города требуется 300 миллионов рублей в год, но при нынешних тарифах выделяемая на эти цели сумма не превышает 50 миллионов. На текущее содержание идет лишь 70 процентов средств от потребности. А это означает, что неизбежны аварии, протекающие крыши, отсутствие горячей воды, грязные подъезды и т. д. Задерживается и заработная плата жилищникам, что никак не прибавляет им рвения к работе. Как после этого предъявлять им претензии и требовать с них «по полной программе»?

Так что, пожалуй, уже для всех очевидно: введение новых тарифов - мера неизбежная. Необходимая, чтобы окончательно не разрушить бюджет и поддерживать в нормальном состоянии огромный жилой фонд города, инженерные коммуникации.

В этой ситуации свою задачу городская власть видит в том, чтобы максимально смягчить последствия предстоящего повышения тарифов для малообеспеченных новосибирцев - пенсионеров, инвалидов, многодетных и т. д. Разработан механизм предоставления им субсидий по двум основаниям, причем некоторые граждане, с учетом этого, будут платить за жилищно-коммунальные услуги даже меньше, чем сейчас. Размер субсидий может быть значительным - до 200 с лишним рублей в месяц.

Мэр Владимир Городецкий потребовал от специалистов, разрабатывавших документ о предоставлении субсидий: исключить все ненужные инстанции, никаких лишних справок - только самые необходимые. Процесс оформления субсидий для горожан должен быть упрощен максимально. И оформляться они будут не раз в квартал, как сейчас, а раз в полгода. Соцзащита обещает: даже на начальном этапе столпотворения при оформлении субсидий не будет, понадобится - найдутся дополнительные силы и средства, чтобы не заставлять людей томиться в очередях.

По-настоящему неимущих городская власть в ситуации роста тарифов подстраховала. Больше оснований для получения льгот имеют теперь пенсионеры и инвалиды. Да и в целом, для всех граждан, увеличены социальные нормы площади жилья для начисления субсидий. Если в настоящее время действует единая для всех норма - 18 кв. м. на человека (за все, что сверх этого - платим дороже), то сейчас расклад будет такой. Для одиноко проживающих граждан норма площади увеличивается до 33 кв. м., для семьи из двух человек - до 42 кв. м; для семьи из трех и более человек она составит 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Больше придется платить тем, кто имеет жилую площадь, превышающую социальные стандарты. И это реальный механизм реализации принципа социальной справедливости - почему в условиях острой нехватки бюджетных средств должны получать дотации из городской казны люди с высокими доходами? Сейчас они оплачивают, так же как и неимущие, лишь 25 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. А ведь оставшиеся 75 процентов, которые доплачивает за них бюджет, - это как раз те деньги, которые могли бы пойти на закупку лекарств, на зарплату бюджетникам, ремонт домов, школ, больниц...

Непозволительная сейчас роскошь - поддерживать всех подряд. Социальная помощь должна быть исключительно адресной, лишь для тех, кто действительно в ней нуждается.