< amp-analytics type="googleanalytics"> < amp-analytics>

Господа, готовьте денежки. Бедняки, собирайте справки

Вроде бы нас уже трудно чем-то удивить и огорчить. Только-только успели «переварить» последние новости - возможное введение новых ставок подоходного налога, предполагаемое увеличение возраста для выхода на пенсию, повышение тарифов на электроэнергию, цен на газ. А тут очередной сюрприз... Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2,2 раза - это чрезмерно и просто нереально. Население у нас в основном бедное, более чем половине новосибирцев потребуются дотации. На эти цели необходимо тратить 18 млн рублей в месяц и более 200 млн рублей в год. Где взять эти деньги?

 Вроде бы нас уже трудно чем-то удивить и огорчить. Только-только успели «переварить» последние новости - возможное введение новых ставок подоходного налога, предполагаемое увеличение возраста для выхода на пенсию, повышение тарифов на электроэнергию, цен на газ. А тут очередной сюрприз. В Новосибирской мэрии прошло заседание президиума, на котором обсуждался вопрос о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В устах заместителя мэра Ольги Молчановой объяснение этого новшества, подкрепленное экономическими расчетами, прозвучало вроде бы убедительно. Тарифы не поднимались три года, а расходы на содержание жилого фонда резко возросли. Сейчас новосибирцы оплачивают около 28 процентов стоимости услуг, остальное дотирует городской бюджет. И дотации эти составляют более трети всего бюджета. Кстати, снижение дотаций на оплату жилья может дать солидную прибавку в городской бюджет - 70 млн рублей.

Кроме того, наши 28 процентов - один из самых низких показателей в регионе. Между тем, изменить тарифы обязывает федеральное законодательство. Еще в 1999 году доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги должна была составлять 60 процентов, в 2003 году - 100 процентов. Другие города в нашей области уже платят 50 процентов, а Новосибирск по-прежнему «стоит» на своих 28... Поэтому, заявил на президиуме мэр Владимир Городецкий, другого выхода, кроме повышения тарифов, нет. В среднем предполагается повысить их в 2,2 раза. Стоимость содержания одного квадратного метра в городе возрастет с 2,25 рубля до 5,45 рубля.

Михаил Митяев, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии, согласен - мера жесткая, непопулярная. Но решаться на нее, убежден он, необходимо. Надо учитывать, что значительно выросла стоимость электроэнергии, материалов. Жилой фонд из-за постоянных «недоремонтов» ветшает, кровли текут, сантехника выходит из строя. А жилищно-эксплуатационные организации не имеют средств для нормальной работы. Где-то надо брать деньги...

Разделяют эту точку зрения и «практики» жилищного хозяйства. Людмила Качалова, директор МУ УЖХ-1, считает, что если оплата жилищно-коммунальных услуг за счет населения возрастет вдвое, как планируется, то значительно больше средств пойдет на текущие, капитальные ремонты, на повседневное содержание фонда. При этом новые тарифы, по ее мнению, в основном лягут на плечи состоятельных людей. Ведь будет учитываться тип квартир, количество проживающих в них и т. д. В микрорайоне, который обслуживает МУ УЖХ-1, до 70 процентов жилья находится в частной собственности. И 55 процентов владельцев квартир - пенсионеры, дети и внуки которых (потенциальные наследники) - люди с высокими доходами. Для них повышение тарифов пройдет безболезненно.

О другой стороне вопроса сказала Маргарита Безверхих, начальник ЖЭУ-23. Увеличение тарифов не должно привести к проблемам с квартплатой, хотя многие опасаются этого. Как было 40 процентов «забывчивых» жильцов, так, скорее всего, и будет. Ведь чаще всего запаздывают с оплатой богатые владельцы двух-трех так называемых «нулевых» квартир, в которых никто не живет.

Конечно, трудно сказать, что будет после повышения тарифов. Ясно, что они не всем окажутся по карману. Поэтому понятно волнение пенсионеров, инвалидов, многодетных, студентов и малооплачиваемых граждан. Если сегодня у тех же стариков уходит на оплату квартиры 20-30 процентов пенсии, то что же будет после «реформы» - 60 процентов? Довелось побеседовать с несколькими пенсионерами, они явно встревожены: «Совсем нас зажали», «На что же мы будем жить?», «Только на квартиру и уйдут наши деньги!» Не все пожилые люди пользуются льготами, многие аккуратно платят по полной программе, этим и объясняется их тревога.

Но разработчики новых тарифов говорят, что продумали систему адресной социальной поддержки малоимущим. На материальную помощь могут рассчитывать новосибирцы, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги окажутся больше половины минимального размера оплаты труда. Конечно, при условии, что их совокупный семейный доход не превышает установленный прожиточный минимум (на 1 июня 2000 года - 1147 рублей). Помогут и тем, у кого расходы на жилье и услуги превышают 18 процентов совокупного семейного дохода. В семьях, где есть льготники, повышение тарифов не должно отразиться на бюджете. Планируется изменить и процедуру оформления субсидий, она будет проводиться не ежеквартально, как сейчас, а два раза в год. Для оформления всем членам семьи потребуется собрать справки о доходах, а в ЖЭУ - взять справку о начисляемой квартплате. В отделе социальной защиты районной администрации сделают перерасчет стоимости услуг с учетом субсидий. Единственное, что дает повод для раздумий, - это предполагаемый размах «оформительской» эпопеи.

Сегодня к малообеспеченным можно отнести две трети новосибирцев. Не исключено, что число желающих получить субсидии при новых тарифах значительно увеличится. Процедура оформления из-за этого может стать не менее трудоемкой и нервной, чем сейчас. Ведь не секрет, что некоторые малоимущие новосибирцы не шли за субсидиями именно из-за волокиты, связанной с их оформлением. Но когда «прижмет», пойдут.

Очевидно, что непопулярное решение затрагивает интересы многих новосибирцев. Прежде всего бедных, у которых каждый рубль на счету. Не случайно на заседании президиума депутаты горсовета высказали сомнения в своевременности повышения тарифов. И на сессии горсовета мнения по этому поводу тоже были разными.

Вот как прокомментировал предполагаемый рост тарифов депутат городского Совета Александр Люлько. Повышение в 2,2 раза, считает он, это чрезмерно и просто нереально. Население у нас в основном бедное, более чем половине новосибирцев потребуются дотации. На эти цели необходимо тратить 18 млн рублей в месяц и более 200 млн рублей в год. Где взять эти деньги? За I квартал текущего года по социальной поддержке бюджет исполнен на 6 процентов (запланировано было 25). При увеличении числа нуждающихся в помощи ситуация может измениться в худшую сторону. Часть новосибирцев не сможет платить за жилье по-новому (иначе им просто нечего будет есть) и перестанет платить. В результате поступления в бюджет сократятся.

Почему-то не учитывается, что в городе немало других ресурсов для экономии средств. Потери тепла в теплотрассах составляют 25 процентов, внедрение новых технологий могло бы сократить эти утечки. Тарифы «Новосибирскэнерго» завышены, но есть котельные, которые готовы поставлять тепло по низким ценам, однако их инициатива пока не поддерживается. Есть и другие перспективные варианты. На президиуме и на сессии депутаты горсовета высказали сомнение в целесообразности повышения тарифов, так как решение проблемы за счет населения может вызвать социальный взрыв.

Экспертная комиссия должна взвесить все плюсы и минусы этого нововведения и сделать свое заключение. Депутатам удалось отодвинуть решение вопроса. Но надолго ли?