Подведены итоги литературного конкурса «Возродим рассказ Сибири». Конкурс был объявлен в сентябре прошлого года Новосибирским отделением Союза писателей России, журналом «Новосибирск» и Торговым домом «Милавица». Лучшими авторами, работающими в жанре рассказа, признаны Николай Мясников (первая премия в номинации «Короткий рассказ») и Иван Марковский (первая премия в номинации «Рассказ»).
О Николае Мясникове как о художнике-графике и авторе художественной прозы «ВН» уже не раз писал. Свои рассказы тогда это были очень небольшие по объему полусюрреалистические, полупоэтические зарисовки он начал писать еще в 80-е годы. Николай тогда работал в турцентре «Сибиряк», совмещая в одном лице сторожа, художника и маляра. До сих пор считает, что это было одно из его самых располагающих к «творчеству» рабочих мест, где особенно хорошо рисовалось, думалось и писалось. Рассказы печатались в сибирских журналах. Автор двух книг «Мои соседи знают о Париже» и «Атлантида». Большую часть года проводит в деревне Абрашино, в Караканском бору, где имеет свой дом и ведет натуральное хозяйство. На презентациях своих выставок и новых книг имеет обыкновение угощать гостей необыкновенно вкусными опятами собственного приготовления
Иван Марковский тоже любитель уединенных мест. 15 лет назад «оставил город и добровольно осел в лесу (в том же Караканском бору. Ред.) на одной глухой базе «рыбаков и охотников«, почти в одиночестве, с лампой Аладдина на столе», пишет он в своей биографии. «Глухая база» турбаза, где Иван Григорьевич работает сторожем, «лампа Аладдина» обычная керосинка, при которой ему часто приходится работать Рассказы пишет от руки потом, приезжая в город, обрабатывает их на компьютере. Среди представленного на конкурс была и серия его «Тюремных рассказов», как оказалось, написанных на материале из собственного жизненного опыта. Марковский детдомовец, в 1966-м по «Указу» об усилении борьбы с хулиганством угодил на четыре года за решётку за драку. В тюрьме, вспоминает, впервые прочитал Достоевского, там же освоил азы литературного творчества «когда писал кассационные жалобы от имени заключенных». Освободившись, с «жалобами» покончил и попытался писать художественную прозу. Однако на семинаре или, как он сам говорит, на «суде писателей» самый лирический и безобидный из его рассказов «Полустанок» был назван «пасквилем» на советскую действительность. С одного из литературных семинаров его забрали в КГБ, архив конфисковали Долгие годы писал в стол. Был период депрессии, когда все свои произведения сжег. Кое-что из сожженного потом было восстановлено по просьбе жены Людмилы, самого верного друга и поклонника его творчества. В 2002 году принят в Союз писателей России. Младший сын Ивана Марковского, Женя, тоже пишет прозу. И даже получил вторую премию на Всероссийском литературном конкурсе за рассказ, главным действующим лицом которого был его папа, пишущий свои произведения в полном уединении, при керосинке, в Караканском бору
Николай МясниковЛюбовь
Я люблю свою странную подружку. Я люблю её запах, и вкус, и звук. И её почти бесплотное тело. Мне нравится, когда она рядом.
И она тоже любит меня.
Она ожидает меня везде, куда бы я случайно ни заявился.
У поэта Михайлова. В мастерских художников, в редакции. И даже на кухне моего брата.
Всё это говорит о её удивительной способности всё видеть вперёд, потому что даже я не всегда могу точно сказать, куда меня занесут мои ноги, обычно живущие вполне самостоятельной жизнью.
Но когда мы оказываемся рядом, она тянется ко мне всем своим нежным телом, крепко закованным в жёсткую стеклянную броню И моё сердце тоже тянется к ней
Пробка слетает с горлышка бутылки, и моя подружка нежно шепчет слова, доступные только моему слуху:
У меня от тебя крышу сносит
У меня тоже, родная, говорю я. У меня тоже И она издаёт свой весёлый звук:
Бу-буль!
И падает тонкой струйкой на округлое донышко маленького хрустального сосуда, кружится и играет искрами света
Это означает, что ради меня она всегда готова сменить свою повседневную плотно закрытую броню на роскошно распахнутый праздничный хрусталь.
Вот за это её нельзя не поблагодарить.
И я легко прикасаюсь к ней губами
Она тоже тянется к моим губам. Касается их на долю секунды, но за это короткое мгновение она обволакивает меня, успевая отдать мне своё тепло, свою волшебную лёгкость и удивительную подвижность ума.
Нет, действительно, она чудо,
Как я жил без неё? Не знаю
А потом мы сидим с ней тихо-тихо, словно обнявшиеся влюблённые, и смотрим на лица людей, сидящих вместе с нами за столом, лица очень знакомые и чуть-чуть иные, чем раньше. Потому что человек меняется каждый день, а иногда ещё чаще.
И уже начинается тот неторопливый разговор, в котором слова не имеют никакого значения. Куда важнее этот мягкий, объединяющий людей тон. И вновь все сдвигают свои бокалы, словно пытаются проверить этим хрустальным звуком тот мягкий тон, что возник в разговоре
Моя подружка вполуха прислушивается к сплетающимся над столом словам и неожиданно выдаёт короткий смешок в ответ на вполне серьёзную фразу.
Она уже удобно устроилась на своём любимом месте где-то возле моего сердца, и теперь оттуда слышатся её язвительные реплики и короткие смешки.
Тихо! говорю я ей. Не мешай людям расслабиться
Я сижу тихо, как мышка, скромно отвечает она.
Не надо, как мышка, возражаю я, вспоминая своих отвратительных дачных мышей. Ты уж лучше цвети.
Цвету! с готовностью отвечает она. И мгновенно расцветает.
Мир тоже расцветает вокруг
И в этом удивительном цветении мира уже возможны самые невероятные чудеса.
Обшарпанный канцелярский шкаф вдруг предстаёт перед нами сверкающим гранями драгоценным кристаллом. И где-то внутри него, на самом дне его глубины, безмолвно пульсирует время
И старая настольная лампа вдруг превращается в изысканный японский букет
И геометрические фигуры на пыльных шторах уже издают лёгкий шелест, обратившись в широкие листья тропических растений.
И тонкий аромат цветов распространяется в узком пространстве этой давно прокуренной комнаты, занесённый сюда каким-то сквознячком.
А ты, Коля, что-то задумался, доносится голос извне.
Нет, отвечаю я. Я всегда с вами.
И снова слышу её лёгкий смешок.
И мы с ней опять вплываем в русло общего разговора.
Но это русло уже начинает извилисто петлять по поверхности запретных тем, и в этом замысловатом скольжении мне всё труднее удерживаться на поверхности.
И всё сложнее преодолевать опасные петли этого прихотливого движения.
Моя подружка на секунду настораживается
И вновь подаёт свой голос, изображая синхронный перевод и старательно перевирая все слова и все фразы. Это выглядит так комично, что я с трудом сдерживаю рвущийся из меня хохот.
Ты молодец, девочка, шепчу я ей, незаметно смахивая слезу. Ты просто чудо
И получаю в ответ такой жесткий и пронзительный взгляд, что все мои чувства мгновенно пробуждаются и приходят в активное движение.
Мир становится ясным, и ясным настолько, что люди и вещи предстают в нём полупрозрачными, и в этой призрачной прозрачности мира можно отчётливо видеть человека, сидящего напротив тебя, и видеть рождающуюся у него мысль, из которой медленно вытекает фраза, и каждое слово в этой фразе, и лёгкую тень от этого слова, падающую неизвестно куда
И пока я наслаждаюсь созерцанием этой невероятной картины, острый локоток моей подружки вдруг вонзается в моё старое сердце.
Ну куда ты смотришь?! нетерпеливо восклицает она. Ты посмотри, какие роскошные тени!
Какие тени? вздрагиваю я от неожиданного толчка.
От слов! Ну, конечно, от слов? недовольно поясняет она. Не от вас же, ослов
И я снова начинаю вглядываться в медленно плывущую фразу и с удивлением обнаруживаю, что не каждое слово отбрасывает тень. Но когда я начинаю разглядывать тени, я вдруг прихожу к открытию, от которого на время впадаю в прострацию.
Потому что то, что я принимал за тени, оказывается тоже словами, но уже совсем другими. Злыми. И они тоже соединяются в законченные фразы, тёмные и опасные, как ночь на войне.
И эти слова направлены против меня
Ну что? Разглядел? спрашивает моя подружка.
И я отвечаю:
Да печально
Ты лопух, ты лопух, ты лопух! начинает весело распевать она. Но потом издаёт свой любимый звук:
Бу-буль!
И этот весёлый звук вновь возвращает меня к реальности.
К одной из реальностей, строго поправляет она.
Конечно, родная, вежливо соглашаюсь я. К одной из сторон реальности. Ты, как всегда, права.
Я поднимаю хрустальную стопку, делаю маленький глоток, прозрачная жидкость вливается в меня тоненькой струйкой и впитывается в мое тело.
И пока она впитывается, моя милая подружка поглаживает моё старое сердце нежными подушечками своих тонких пальчиков.
Ты просто не знаешь людей, говорит она, и поэтому так расстроился.
Знаю, отвечаю я, но предпочитаю смотреть на них совсем с другой стороны. Так они выглядят гораздо лучше.
Дурачок, говорит она.
Так честнее, отвечаю я.
Так глупее, с пафосом произносит она, явно передразнивая меня.
Но ведь ему не в чем меня упрекнуть
Он найдёт? жизнерадостно обещает она. Но тут она снова делает:
Бу-буль!
И это означает, что она уже прекратила этот бесполезный спор.
Мы снова тихо сидим, словно обнявшиеся влюблённые, не обращая внимания на слова и фразы, плавающие вокруг нас. День тонет в сумерках. И моя подружка, зябко передёрнув плечами, вдруг восклицает:
Ой!.. Какой ты сегодня тяжёлый! Пойду-ка я сегодня гулять
Иди, соглашаюсь я. Проветрись. Оттянись
И не сомневайся! весело обещает она. Не сомневайся! Всё будет по полной программе!
Ну, что?.. доносится голос извне. Пожалуй, пора расходиться
Да, отвечаю я. Пожалуй, пора
Закуриваю сигарету
И с легкой струйкой дыма моя подружка покидает меня, чтобы тут же прилепиться к моему старому другу, который явно намерен продолжить начатое дело в каком-нибудь другом месте.
Чао! прощается со мной эта неверная девчонка.
Иди, родная. Погуляй как следует
Я курю, глядя ей в след, и думаю о том, что эта маленькая женщина с удивительно стервозным характером рассказала мне о жизни гораздо больше, чем все остальные люди. И все книги.
И очень многое мне показала.
Она умеет это делать.
И она всегда меня удивляет этим невозможным сочетанием искрящегося жизнелюбия с полным равнодушием к жизни
Вот поэтому мы так привязаны друг к другу.
Она пьет нашу жизнь, как мы пьём хорошее вино.
И когда-нибудь выпьет меня
Я докуриваю сигарету, бросаю окурок в пепельницу и выхожу в зыбкую темноту вечернего города.
Неторопливо бреду, возвращаясь в свой дом место, где живут диван, кофейник и телевизор.
Иногда на диване можно обнаружить мою жену
Закрываю за собой дверь. Раздеваюсь.
И падаю в постель.
Диван медленно плывёт в полуночной темноте по какой-то чёрной воде, и я прислушиваюсь к его молчаливому движению, пока не уплываю сам
Но утром, когда я, слегка помятый и слегка опухший, захожу на кухню, чтобы сварить себе кофе, я обнаруживаю там свою весёлую подружку. И выглядит она гораздо лучше меня.
Привет, вяло бормочу я.
Бу-буль! весело откликается она.
Ну, нет, почти убедительно возражаю я.
Немножко! настойчиво говорит она. Немножко! Совсем немножко. А то ты похож на весеннего медведя.
Почему на весеннего?
Потому что только вылез из берлоги. И такой же грязный.
И ты хочешь отмыть меня изнутри, ехидно замечаю я.
Да! отвечает она с гордым и независимым видом.
Мне сегодня надо работать, вздыхаю я, поднимая стопку. Не мешай мне, ладно?
И делаю длинный глоток.
Не буду, не буду, соглашается она. Я буду сидеть тихо, как паинька.
Вот и хорошо.
Хочешь, я тебе подиктую? неожиданно предлагает она.
Ты?!
Я.
Я мысленно перебираю сюжеты, залежавшиеся в моей медленно тускнеющей памяти, но ни один из них не вызывает у меня творческого энтузиазма. И поэтому соглашаюсь:
Ну, давай
Приношу бумагу и сажусь к столу.
Бу-буль! требовательно произносит она. И я послушно делаю ещё один длинный глоток. Закуриваю И она начинает диктовать:
Я очень люблю свою подружку. Я люблю её запах, и вкус, и звук. И её почти бесплотное тело
Только, пожалуйста, давай обойдёмся без секса, прошу я.
Обойдёмся.
И она продолжает:
Мне нравится, когда она рядом. И она тоже любит меня.
Нет, скажи, это правда? отрываюсь я от листа бумаги.
А ты еще не понял?
Я знаю, что это правда.
Но в тот день, когда меня не станет, она тут же прильнёт к каким-то чужим губам и будет кружить голову этому человеку И будет ему что-то нежно шептать
Но, странное дело, эта мысль наполняет меня оптимизмом. Пусть она живёт вечно. Пусть она кружит людям головы. Пусть она нежно шепчет и приникает к чужим губам
Потому что без её бессовестной мудрости и непоседливого легкомыслия мир станет куда скучнее.
Как ты это делаешь? хитро спрашиваю я.
И она отвечает:
Бу-буль!
Спасибо, моя родная.
Спасибо
Иван МарковскийХирург от Бога
Ну что, Виктор Борисович, с вашим Мироновым все ясно. Сообщайте ему: пусть ищет деньги на операцию.
А если не найдет?
Будем выписывать. Пусть лечится терапевтически.
Но мы-то с вами знаем, что никакая терапия его не спасет. Тромб движется, и шунтирование для Миронова единственная возможность жить.
Вот и объясните ему это.
Это-то объяснить нетрудно, но когда дело доходит до денежных объяснений с больными, так чувствую себя не то палачом, не то чеченским бандитом, требующим за свою жертву выкупа, не то еще каким Мефистофелем, захватившим в свои руки «бессмертную часть Фауста »
Шутник
Да какой шутник!.. в сердцах бросил кардиохирург Виктор Алферов. И, чтобы не наговорить заведующему отделением лишнего, пошел из ординаторской. Но до конца не удержался и на выходе хлопнул дверью
Что это он?.. оторвавшись от своих бумаг и подняв на заведующего отделением свои очки, сказала врач Котова.
Спросите его недовольно буркнул заведующий отделением кардиохирургии и, взяв папку, тоже вышел из ординаторской.
Кардиохирург Виктор Алфёров в разговоре с заведующим отделением вовсе не шутил. Выяснение с больными денежных отношений было для него самым неприятным делом в его хирургической практике.
Да, он лучше других знал, что болезнь удовольствие недешевое, что операции по шунтированию сосудов сердца во всем мире стоят денег. Но когда он говорил об этом со своими пациентами, сначала ставя их, можно сказать, перед фактом смерти, а потом называл суммы, то не мог смотреть им в глаза и чувствовал себя прескверно
Да, в конце концов люди деньги находили. Но хирург Алферов помнил первичное выражение их глаз, состояние человека, поставленного между деньги или смерть?.. Кошелек или жизнь?..
Да и не все из тех, кому требовалась операция, находили эти 455060 тысяч. И тех, которые не находили, ласково выписывали лечиться терапевтически
Больной Миронов, о котором шла речь в ординаторской, лежал в 18-й палате, и никакая терапия ему уже помочь не могла: дни его без хирургического вмешательства были сочтены. Для счета могло хватить пальцев на руках и ногах Миронова. Хирург Алферов знал это на 99 процентов, оставляя один процент на силу Всевышнего. И на все 100 процентов хирург Алферов знал, что 46 тысяч, требуемых за проведение операции, у его пациента, больного Миронова, нет. Инженер-электронщик Миронов в данное время был безработным. Хирург видел, с каким лицом и с какими продуктами приходит к нему его жена И ему не хотелось заходить в палату, не хотелось видеть Миронова, говорить с ним Хотя сам Миронов не вызывал в нем никаких отрицательных чувств, но лучше бы его в этой палате не было.
«Не было бы Миронова, был бы кто-то другой», и хирург Алферов, утешившись таким образом, подтянулся, подобрался внешне и внутренне, как перед выходом на сцену, и вошел в палату. Палата на четыре койки. Миронов лежал у окна, заложив руки под голову, и смотрел в потолок. Еще довольно молодой мужчина 48 лет, с легкой проседью на висках и неглупыми глазами.
Хирург Алферов присел к нему на кровать:
Ну и как наши дела?..
Да вы, пожалуй, лучше знаете, как мои дела
Да, картина прояснилась могу вам сообщить, что вам предстоит такая же операция по шунтированию сердца, какую провели президенту Ельцину.
Кардиохирург Алферов в последнее время брал на вооружение президента Ельцина, как психологический ход, стимул. Больные начинали улыбаться. И он не раз слышал в их разговорах: «Мне сделали такую же операцию, как Ельцину» или «Мне предстоит такая же операция, как Ельцину».
Но Миронов от подобной близости к президенту скорее скривился, чем приободрился.
Надо же, сподобился Вроде к власти не рвался, парламент не расстреливал, народа до проституток и педерастов не опускал Видимо, плохи мои дела перед Господом, коли у меня завелась такая же пакость, как и у президента
Ничего, поправим вас перед Господом. За вами ваше письменное согласие на операцию и сорок шесть тысяч стоимость операции. Скликайте родных, знакомых, друзей
А вы сами-то во все это верите?.. сказал Миронов после затянувшейся паузы.
Во что?.. Хирург Алферов ожидал, что Миронов скажет: «в положительный исход операции».
Ну, в это что за сорок шесть тысяч жизнь, а если сорока шести тысяч нет смерть?..
А вы сомневаетесь?..
Сомневаюсь.
И хотите проверить испытать Судьбу, сыграть фаталиста?..
Испытать, проверить, сыграть не совсем так. Испытывать, в общем-то, нечего. Скорее всего, вы правы и без операции я умру Но вы когда-нибудь ловили ящерицу за хвост, который затем отрывается и остается в ваших руках И наблюдали, как этот оторванный от ящерицы хвост извивается какое-то время, имитируя жизнь. Между тем как сама ящерица, носитель жизни и этого хвоста, ушла Вот и мне кажется, что, выкупив у вас жизнь за 46 тысяч, я выкупаю вовсе не жизнь, а ящерицын хвост. Какое-то время он еще будет извиваться, имитируя жизнь, «борьбу за существование». А жизнь уйдет, жизнь вне ящерицыного хвоста. И хвост имеет жизнь и значение только в совокупности с ящерицей. А человек в совокупности с Богом. Иначе вся его жизнь ящерицын хвост
Любопытная мысль. И давно вы к ней пришли?
Да как-то с годами, наблюдая за ящерицыными хвостами больной Миронов грустно улыбнулся, глядя на здорового хирурга Алферова.
Ну и что мы скажем заведующему отделением?
Скажите, что от операции отказался.
Надеетесь: «там» что-то есть?..
В том, что «там » что-то есть, в этом не сомневаюсь. Только думаю, в каком виде я там предстану, как проявлюсь, какое будет у меня лицо?.. На земле я был грудным, потом мальчишкой, юношей, зрелым Увы! Лицо, скорее всего, относится к ящерицыному хвосту Но заметьте, как не похож наш с вами разговор на рассказ Василия Макаровича Шукшина «Даёшь сердце!..». Прежде чем «даёшь», его теперь надо выкупить. А я в такое сердце и в такую жизнь что-то не верю, совсем не верю. Положим, доктор, как Богу будет угодно
Бог-то Бог да сам не будь плох. «Лучше быть живым псом, чем мертвым львом». Последнее, кажется, мудрый царь Соломон сказал.
Бесспорно, но только к псу и ко льву. Человек все же нечто другое. Да и после Соломона Христос был
До Бога высоко, до царя далеко Хотя право выбора за вами. Но если бы операция была бесплатна, согласились бы?..
Если бы все шло единым течением и лечением, наверно, согласился. А сейчас уже что-то мешает
Гордыня первый смертный грех.
Не гордыня. Не хочется больше извиваться ящерицыным хвостом, быть живым псом, как вы сказали. Хоть перед смертью выпрямиться.
Дело ваше, Миронов, дело ваше но, может, все же найдём эти чёртовы деньги? Может, мы тут, через какой благотворительный фонд вам поможем?..
Не надо, доктор: ушло из меня что-то: то ли жизнь, то ли душа, то ли вера в эту окружающую меня жизнь. На что кругом ни гляну всё уже не моё. Ничего моего не осталось. Похоже, и мне пора
Ну что ж, не смею задерживать, хирург Алферов встал и вышел из палаты, испытывая в душе прямо щемящее чувство не то обиды, не то досады: «Ну почему все так?.. Хороший же человек, а умрёт. Ну и что, что течение жизни стало другим. Грести надо, не выбирать же добровольно смерть. А может, он прав, и не смерть вовсе?..»
На следующий день больного Миронова выписали. А через двадцать дней он умер, уложившись как раз в счет пальцев на руках и ногах человеческих, как и предполагал кардиохирург Виктор Борисович Алфёров. Хирург узнал о смерти Миронова от его жены, позвонив к нему на квартиру. Смерть Миронова не была для кардиохирурга неожиданностью, но он долго стоял с трубкой в руке, пытаясь понять Миронова, и не мог. Ни одно из суждений до конца не устраивало его
А через неделю в ординаторской кардиохирургии атмосфера была накалена до кипения. Причиной «кипения» послужило заявление кардиохирурга В. Б. Алфёрова на имя главного врача больницы о переводе его, Алферова, из отделения кардиохирургии в отделение неотложной хирургии.
В «неотложке» я буду оперировать всех, кто ко мне попадет, независимо, есть у него деньги в кармане или их там нет И буду чувствовать себя врачом так начал кардиохирург, объясняя причину своего заявления.
В неотложку мы хирурга найдем. Но на операции с сердцем мы не можем взять первого встречного. Вы это прекрасно знаете, Виктор Борисович И капризничаете, как женщина. Вы же хирург от Бога. И возвращаться к аппендицитам вам так же безнравственно, как зарывать в землю даденный Богом талант высказался заведующий кардиохиругическим отделением.
Называете хирургом от Бога, а делаете из меня беса Арона, что перегонял стонущие души через реку забвения. Есть 50 тысяч живи, нет умирай. Веслом тебя по башке. А мне эта роль не подходит ни по профилю моего носа, ни по душе: мои предтечи Пирогов, Павлов Я врач, а не жид-процентщик.
Экономическая и политическая погода делается не в кардиологическом отделении!..
Не возлагаю на собравшихся ответственность за свод небесный. Но когда умирал больной, которого я вёл, известный вам Миронов, мои руки хирурга от Бога не были заняты, не были!.. Я бессмысленно в тот час таращился в какой-то «голубой» ящик, из которого такое же зловоние, как из контейнера с отбросами, я не могу жить на земле одним зловонием. Уж лучше чистить аппендициты и перитониты, чем важно сообщать больному: у вас такая же болезнь, как у президента Ельцина. Только за одним ползает по пятам целый кардиологический автобус, другого выкидываем из операционной, убедившись, что карманы у него пусты Миронов, которого я вел, умер не потому, что мы «не знали», «не могли» или «не умели», а потому, что не мог заплатить нам за операцию. Есть 50 тысяч живи, нет умирай. Но мне такой селекционный отбор не подходит, я не ощущаю, не вижу, что умирают худшие, а жить остаются лучшие И уже чувствую себя не врачом, а дьяволом, стоящим во вратах какого-то ада Прошу уволить меня с этой должности: она мне не по силам, не по разуму. Лучше аппендициты и прободные язвы всем подряд, чем «Даёшь сердце!..» Но только за 50 тысяч Пусть лучше живут и умирают без моего участия
А мы будем спокойненько наблюдать, насмешливо перебил заведующий отделением, ничего себе, хорошенькая позиция.
Ничем не хуже, чем: есть 50 тысяч живи, нет умирай
Милейший Виктор Борисович, как вы сказали, селекционный отбор неизбежен. И даже перейдя в неотложную хирургию, вы не успеете оказать помощь всем: кого-то не довезут, кого-то привезут поздно И кто-то и где-то будет умирать, и ваши руки будут не заняты мягко вмешался в резкий разговор хирурга и заведующего отделением главный врач больницы, пришедший в ординаторскую кардиохирургии по вопросу заявления хирурга Алфёрова. А вот в том, так же мягко продолжал он, что хирурги не должны выяснять денежных вопросов со своими больными, вы правы, этим должен заниматься человек, отчасти посторонний, не вступающий в столь тесные отношения, как больной и ведущий его врач. Поручим это старшей медсестре или кому-нибудь из бухгалтерии, из ведомства Лазаря Львовича. А хирург, действительно, должен оперировать, должен иметь душевное спокойствие, равновесие. И если вы, Виктор Борисович, согласны с моим предложением, будем считать вопрос снятым. И если даже ещё не остыли, все равно повремените, подумайте. Перейти в неотложную хирургию для такого хирурга, как вы, никогда не поздно
Хорошо, подумаю, усмехнувшись, выдавил из себя хирург Алферов.
Врачи разошлись по своим делам, ординаторская опустела.
Над городом сгущался вечер с крепким сибирским морозцем. Люди на остановке торопливо входили в подходящие на остановку троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. Но один человек никуда не торопился и словно не чувствовал крепнущего мороза. Он стоял, покачиваясь, в расстегнутой дубленке, в ондатровой шапке, сбившейся набок.
По общему виду, особенно по чисто подбритой бородке клинышком в нем можно было легко опознать человека интеллигентного. Интеллигент был сильно пьян. На одной руке его была меховая замшевая перчатка, а перчатку с другой руки он, видимо, потерял и неуклюже засовывал замерзающую, красную руку в карман дубленки. Он делал при этом нечто напоминающее круги, больше похожие на топтание на месте, а затем вошел последним в подошедший троллейбус.
В троллейбусе, не проходя вперед, пьяный интеллигент навалился тут же спиною на дверь и, обведя расплывчатым взглядом лица стоявших перед ним пассажиров, произнес:
Даешь сердце за 50 тысяч
Мужчины улыбались, понимающе поглядывая на перебравшего интеллигента. Седая старушка укоризненно покачала головой Молодые девицы, стоявшие кучкой, захихикали. Пьяный направил на них руку без перчатки и добавил еще несколько загадочных слов:
Ящерицыны хвосты Я вас всех веслом по башке
Затем он, словно устыдившись того, что нагородил, обвел всех вымученной улыбкой и уронил голову на грудь