Вспоминает бывший первый секретарь
Вышла в свет книга воспоминаний бывшего первого секретаря Новосибирского обкома КПСС почетного гражданина Новосибирска Александра Филатова «Жили-прожили мы не зря». (Издательский дом «Историческое наследие Сибири»).
Слово «феномен» взято в кавычки, потому что ничего необычного в жизни этого человека вроде бы не было. Одиннадцатый ребенок в образованной по тем временам (читать умели) крестьянской семье на Алтае. Первая должность в мальчишестве «председатель колхоза» по заготовке шкурок хомяков и сусликов. Затем школа в Камне-на-Оби и Корнилове с постоем на заезжем дворе и у родственников. Потом Новосибирский институт военных инженеров транспорта (позже НИИЖТ, а сейчас СГУПС). Работа на Инской в строительном управлении, переход на партийную работу, параллельно любовь, семья, дети Зарплата на первых порах на уровне стипендии, с голоду не пухли, но, привыкнув с детства к бедности, Филатов никогда не жаловался на судьбу и материальные лишения. В книжке он об этом сказал сухо: «В общественном сознании превалировали духовные ценности, и «вещизм« не одобрялся». Что ж, не писатель, и литературная запись опытнейшей журналистки Людмилы Сасса тут не поможет, да и не надо помогать, потому что книга ценна прежде всего своей фактографией. Может быть, молодежь и не знает жизненного пути одного из известнейших новосибирцев, но старшему поколению многое знакомо по своей собственной жизни. И когда мы говорим о феномене Филатова, то подразумеваем не факт происхождения известного партийного и советского руководителя из простой семьи это как раз для той эпохи обычное дело, сколько чистоту, его нравственное постоянство на протяжении всей жизни, а уж для современных порядков феноменальность самую настоящую.
Но феномен Филатова, на мой взгляд, заключается еще и в том, что он был одним из «могикан», из последних столпов, если так можно сказать, нравственности партийной работы последних десятилетий. Как известно, власть развращает. Партийная не исключение. Были проходимцы и просто нехорошие люди в партии и до Филатова, и после. А вот таких, как он, свято уверовавших в идеи социализма с детства и не предавших их, даже не усомнившихся в их жизненной силе в последние годы, не так уж и много. Чаще всего бывшие руководители краев и областей, потесненные временем или политической коньюнктурой, предпочитали доживать свой век в обеспеченной Москве, подальше от не очень довольных земляков. Филатов не уехал. Видимо, и у него есть глубокая внутренняя потребность жить здесь, и у новосибирцев сохранилось от времени его «правления» доброе чувство. Его репутация осталась незапятнанной, он не нажил неправедного богатства.
Нет, далеко не все тогда растаскивали народную собственность. Таких в партии было подавляющее большинство. И тысячи их тихонько доживают свой век. И даже признание заслуг отдельных коммунистов, как в случае с Александром Павловичем, когда его наконец удостоили звания «Почетный гражданин Новосибирска», не снимает с нынешней власти ответственности за тяжкую жизнь наших старших поколений и бывших руководителей, кто не захотел «урвать», когда мог.
8090-е годы перестройки и постперестроечного времени привлекли в политику и экономическую жизнь совершенно новых людей, и утверждать, что все они сплошь жулье, просто глупо: они иные. И Россия иная. Но вот что интересно: при всем при том основные нравственные ценности как были, так и остались, и культ рубля хоть и закабалил души наших современников, но не стал мерилом смысла жизни и не станет.
Многие воспринимают наших ветеранов, а уж тем более партийных руководителей чуть ли не как мамонтов, свидетелей некоего советского «ледникового периода» и вряд ли смогут понять, что они жили и работали тоже в другое время, в другой России. Говорить о какой-либо преемственности поколений сейчас, на изломе судьбы страны, бессмысленно. Хватило бы хоть ума и совести с уважением относиться к прошлому.
В этом плане Издательский дом «Историческое наследие Сибири» сделал еще один хороший шаг, опубликовав книгу воспоминаний Александра Филатова. Спокойно, не торопясь, бывший «первый« вспоминает былое и утверждает: «Жили-прожили мы не зря». Дай Бог, как говорится, каждому.