Новосибирские бронекатера

Мало кто из новосибирцев знает, что в военные годы заводами нашего города производились для фронта не только истребители, минометы, радиостанции, прожекторы, различные боеприпасы, оптическое оборудование, но и бронекатера.

Слово — читателю

Мало кто из новосибирцев знает, что в военные годы заводами нашего города производились для фронта не только истребители, минометы, радиостанции, прожекторы, различные боеприпасы, оптическое оборудование, но и бронекатера.

Вот как это было. Среди десятков оборонных заводов, эвакуированных в 1941 году в Новосибирск, был и Киевский судостроительный завод.

Его оборудование разместили в цехах Новосибирского судоремонтного завода, а прибывающие в эшелонах заводские работники и их семьи нашли приют у отзывчивых жителей заводского поселка. С начала войны, с октября 1941 года, судостроительный завод стал оборонным заводом, он начал производить минометы и мины к ним. А еще по решению Государственного Комитета Обороны Новосибирский судостроительный завод должен был начать строительство бронекатеров.

Коллектив предприятия прилагал все усилия для изготовления бронекатеров в плановые сроки. Главный конструктор по проекту Малков Александр Иванович почти не покидал сборочного цеха. Так же самоотверженно трудился и главный специалист Майков Александр Иванович, четко и быстро решая возникающие технологические вопросы. По 12–14 часов в сутки трудились высококвалифицированные сварщики Токарев Н.И. и его однофамилец Токарев И.И. Благодаря их труду завод в течение года выпускает три корпуса бронекатеров.

В 1943 году для участия в строительстве бронекатеров прибыла бригада краснофлотцев (15 человек) под командой капитан-лейтенанта Петра Павловича Шиндова. Благодаря самоотверженной работе всего коллектива строителей головной бронекатер (заводской N 3) сдан для ходовых испытаний на реке Оби в начале августа 1944 года. Испытания прошли успешно.

Во второй половине октября катер был погружен на железнодорожную платформу и вместе с командой, возглавляемой капитан-лейтенантом Константином Николаевичем Сокольниковым, доставлен в Краснознаменную Амурскую флотилию в декабре 1944 года. 7 декабря 1944 года ему присвоено наименование «БК-47».

Новосибирский «БК-47» принимал участие в Маньчжурской наступательной операции и в августе 1945-го на реке Сунгари.

Вот как описывает эти события командир «БК-47» К.Н. Сокольников:

«С началом боевых действий наш отряд из трех бронекатеров и монитора «Сунь Ятсен« первым вошел в реку Сунгари и высадил десант моряков. Наш отряд бронекатеров являлся дозорно-разведывательным и до самого Харбина шел впереди основных сил флотилии, т.е. постоянно был в соприкосновении с противником.

Наш головной катер первым врывался в гарнизоны противника, высаживая штурмовые группы пехоты и уничтожая огневые точки врага, проникая в тылы японцев, нарушая их коммуникации… Упорно сопротивлялись японцы у селения Хунхэдао. Дорога здесь проходила по самому берегу реки и была забита отступающими войсками. Сосредоточив большое количество орудий, противник навязал артиллерийский бой, намереваясь выиграть время и вывести свою пехоту из-под Хунхэдао.

Три бронекатера амурцев, головным из которых был »БК-47«, пробились через Хунхэдао в тыл врага и с удобных позиций около двух часов обстреливали батареи японцев и их пехоту. Когда огонь по Хунхэдао открыли подошедшие основные силы флотилии, »БК-47« и другие бронекатера передового отряда перенесли огонь на дорогу и в течение нескольких часов преграждали путь отступающей пехоте противника.

Утром 20 августа бронекатера вошли в Харбин и приняли капитуляцию Сунгарийской японской флотилии.

Бронекатер »БК-47« был сделан хорошо. Выходов из строя механизмов и вооружения не было как до военных действий, так и во время их. Все участники строительства катера БК-47 заслуживают благодарность, большое им спасибо и всему заводу».

Родина отметила боевые подвиги экипажа «БК-47» высокими правительственными наградами, и на «БК-47» был поднят гвардейский военно-морской флаг.

Судьба остальных построенных на новосибирском заводе бронекатеров сложилась следующим образом. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны эти катера были направлены на дооборудование Киевскому заводу п/я 302. В дальнейшем бронекатер с заводским номером 1 получил наименование «БК-67» и был включен в состав бронекатеров I Харбинской Краснознаменной бригады. Бронекатер с заводским номером 2 получил наименование «БК-346» и был зачислен в состав Краснознаменной Дунайской флотилии. Бронекатер с заводским номером 4 после дооборудования получил наименование «БК-344» и был зачислен в состав Краснознаменной Днепровской флотилии, а в 1951 году передан в состав ВМФ Болгарии.

Командование ВМФ и правительство страны высоко оценили самоотверженный труд новосибирских строителей бронекатеров. Все они награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а сварщик Токарев И.И. за самоотверженный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В.Н. БУХАРИН, ветеран Великой Отечественной войны

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент