Стратегия развития Сибири: новый виток

Теперь акцент сделан на повышении благосостояния сибиряков, но сам регион по-прежнемуостанется ресурсодобывающим. Отношение к Сибири только как к кладовой ресурсов не греет нас. Не станут ли со строительством новых транспортных коридоров они утекать еще больше, не оставляя сибирякам никаких благ, как это происходит сейчас?

Теперь акцент сделан на повышении благосостояния сибиряков, но сам регион по-прежнему останется ресурсодобывающим

Процесс подготовки к созданию под Новосибирском технопарка для развития бизнеса информационных технологий все больше спрессовывает события. Последнее в этом ряду — совместное совещание рабочих групп обладминистрации и СО РАН по вопросам инвестиционного развития IT-центра. Как сказал на нем губернатор Виктор Толоконский, «мы хотим по возможности быстрее сконцентрировать внимание инвесторов и федерального бюджета. Регионов-конкурентов много, и работа в сфере IT-бизнеса ведется не только в Новосибирске. Вдохновленные законопроектом об особых экономических зонах и выступлением президента на эту тему, они также будут стараться расширить возможности местных и федеральных программ. Наша задача — обеспечить приоритет лидерства для нашей области».

Среди «вдохновленных» — ученые Иркутска, Красноярска, Томска, наших ближайших соседей, а ныне конкурентов по созданию особой экономической зоны. Разговоров на эту тему сейчас столько, что создается впечатление, что развитие информационных технологий для Сибири и есть та самая «столбовая дорога», о которой в свое время говорили не меньше в связи со «Стратегией экономического развития Сибири до 2020 года». Напомним, она была утверждена летом 2002 года и не забыта. По словам полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, «Стратегию» необходимо конкретизировать с привлечением самого широкого спектра участников: ученых, федеральных и региональных руководителей, представителей бизнеса. Более того, как прозвучало на днях, новый вариант «Стратегии» уже готов и положен на стол Квашнина. Об этом говорил на международной конференции «Реки Сибири» доктор наук Владимир Малов из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Поскольку конференция была экологическая, посвященная проблемам Обь-Иртышского бассейна, г-н Малов и начал именно с Оби, но в роли «транспортного коридора». На транспортной составляющей в «Стратегии» делается особый упор. Это и модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа, сооружение Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, развитие Северного морского пути.

По Оби как по транспортному коридору — к светлому будущему! Фото Сергея ПЕРМИНА

— Акцент в «Стратегии экономического развития Сибири» сделан, прежде всего, на повышение уровня жизни населения, который в Сибири значительно отстает от европейских регионов. Наши расчеты по экономическому развитию страны с учетом решения задачи удвоения ВВП с целью повышения благосостояния населения показывают, что при самых оптимистичных прогнозах сокращения материалоемкости, трудоемкости, ресурсо- и энергоемкости удвоение ВВП требует увеличения использования ресурсов в 1,7–1,8 раза. Поэтому в ближайшие 20 лет добычу ресурсов необходимо будет наращивать, — сказал Владимир Малов и, предполагая недовольство экологов, скажем так, односторонним развитием региона, добавил: — Конечно, хочется развивать услуги, туризм, банковское дело, научную сферу, но, к сожалению, инвестиции в эти области в необходимых размерах государство обеспечить не может, а крупные инвесторы в первую очередь заинтересованы в добыче ресурсов. В последнем варианте «Стратегии» на территории Сибири в пределах формирования транспортных коридоров выделено порядка 50 крупных проектов (крупных — это с инвестициями свыше 100 млн долларов), которые могут обеспечить прирост ВВП Сибири в 2,1 раза с соответствующими отчислениями в бюджеты регионов.

По его словам, при защите «Стратегии» в Минэкономразвития было сказано: если ее задача в повышении уровня жизни сибиряков, то самым простым вариантом обеспечения этого было бы вывезти население в более благополучные регионы страны. Со стороны ведомства Грефа подобное предложение, вероятно, надо рассматривать как шутку. Правда, довольно неудачную, учитывая наращивание экспансии Китая. Достаточно вспомнить слова Александра Солженицына, который писал: «Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств». А отношение к Сибири только как к кладовой ресурсов не греет нас. Не станут ли со строительством новых транспортных коридоров они утекать еще больше, не оставляя сибирякам никаких благ, как это происходит сейчас, был вопрос к г-ну Малову.

— Это миф, что ресурсодобывающие страны непременно относятся к странам третьего мира, — заметил он. — Ответом может быть Финляндия с ее прекрасными дорогами, которая является крупнейшим поставщиком необработанной древесины, Норвегия, экспортирующая 75 процентов необработанной нефти и газа. Если будем добывать ресурсы так, как это диктуется современными технологиями, имея современный транспортный комплекс, то передача ресурсов на экспорт и на перерабатывающий комплекс Урала и Европейской части будет выгодна всей России.

Не знаю, многих ли убедило это выступление. Но на сегодня его можно считать единственной информацией о новом варианте «Стратегии экономического развития Сибири». В отличие от прежних вариантов «Стратегии», которые активно обсуждались, нынешний известен пока только в высоких кабинетах.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент