Опыт импровизации на тему Игоря Бутмана
24 марта в Большом зале филармонии играл квартет Игоря Бутмана. Первый концерт «Хеннесси-Тура» этого года. С джаз-квартетом выступил афро-американский вокалист Кевин Махагони.
Игорь Бутман лауреат Госпремии, пожалуй, самый титулованный джазмен России, продюсер, популяризатор, ведущий программы «Джазофрения» на канале «Культура». Он играл в блестящих ансамблях Давида Голощекина и Олега Лундстрема. Он записывал в питерском подвале безумные «оперы» с Сергеем Курехиным и Борисом Гребенщиковым и играл на саксофоне в концертах Виктора Цоя. Гражданин Америки, который привез в Москву кусочек легендарного Виллидж Вэлгарда с его биг-бендом по понедельникам. В конце 90-х он организовал и спонсировал уникальный Независимый джазовый фестиваль.
Он играл с Юрием Башметом и создал проект «Джазовый карнавал» с Ларисой Долиной
и вместе с Михаилом Козаковым «Пьесу для Голоса и саксофона «Иосиф Бродский». Да-да, те самые «черные блюзы» «ниоткуда с любовью »
За полчаса до начала пресс-конференции. Тема
Ты на Бэтмена пришел?
Первые ноты концерта
Люди с повышенным чувством ритма в Большом зале филармонии в креслах, на приставных стульях, на ступеньках. Зал переполнен. В воздухе витает ожидание эстетического оргазма.
Разминка, как говорится, «внушала». Бутман со товарищи обрушили на переполненный зал прямо-таки каскады пассажей, продемонстрировав более чем незаурядное владение инструментами.
Есть ли душа в этих пальцах?
Пресс-конференция
Сложно с этой экономической системой У нас не много джазовых звезд, у которых есть свои ансамбли Или просто делают что-то для нас интересное. Игорь Бутман, гражданин США, арт-директор московского «Ле Клуб’а», тщательно подбирает слова. Голос становится резким, интонации рваными. Экономика не позволит. Единственный, кого я могу пригласить Давид Голощекин
Перечисляет звезд, игравших в Ле Клубе, на третьем десятке обрывает сам себя.
На вопрос о новосибирских джазменах вспоминает контрабасиста Дмитрия Аверченкова, биг-бенд Владимира Толкачева, упоминает, кстати, и ансамбль Алексея Подымкина, известный новосибирским джазменам:
Приехал в Москву, выступает в нашем клубе. Скорее всего, свалит. В США или в Европу.
За полчаса до концерта
Вдоль сцены блуждает Кевин, «обхаживает» сцену. Это важно ощутить сцену, поймать ее тепло, ее дыхание. Пожалуй, только музыканты и актеры по-настоящему знают, что сцена живая.
Музыканты «разминаются».
Бутман деловито пристраивает микрофон к раструбу саксофона, пробует звук.
Фотографы и телеоператоры суетятся под сценой: ищут ракурс.
А еще этот квартет играл для Билла Клинтона, Владимира Путина и Цзян Цзэминя.
Солидные люди, а?
Концерт, появление Кевина
О-о-о-о выдыхает восхищенный зал. Кевин Махагони объемистый, но легкий в движениях, с загадочной улыбкой вплывает на сцену. Пробует микрофон.
Этот Кевин, говорят, самый титулованный джазовый певец. В прошлом, кстати тоже саксофонист. Американский. Специально приглашенная звезда. Российско-американская «джазовая дружба».
У него красивый светлый баритон. Звук ведет экономно и очень аккуратно. Инструменталисты как-то подбираются, как бы готовясь к «джазовому поединку»: кто кого перепоет.
Вечер, по пути домой
Чистое шаманство. Танцы Игоря Бутмана с саксофоном; публика, в трансе отбивающая ритм всеми доступными частями тела, какие-то ритмизованные заклинания под видом вокальных импровизаций, резкие звуки саксофона, буйство ударника.
Культурологи объясняют успех джаза в странах христианской культуры систематическим вытеснением дионисийства и вообще язычества из «коллективного бессознательного».
Может, и так.
Но энергетика завораживает. Эта музыка «от мозгов», но не «для мозгов». Она технична, но это, скорее, требование рыночной конкуренции.
Так все-таки: что за душа движет этими пальцами?
Пресс-конференция
Наш коньяк, как и джаз, состоит из многих спиртов, заявляет представитель коньячного дома «Хеннесси» Михаил Визгунов. И уточняет, специально для слегка ошарашенной рекламным слоганом аудитории: мол, в джазе много нот, в коньяке много спиртов, все правильно. Все логично.
Саксофонист и «первый джазовый вокалист» Кевин Махагони загадочно усмехается. Поправляет подтяжки поверх розовой футболки, на пальце поблескивает толстый золотой перстень.
Антракт, фойе
Вкус коньяка «Хеннесси» примерно как вкус звука у бутмановского квартета: больше американский, чем французский резкий, жесткий, бьющий в голову. Эдакий «хук сверху» Слегка изменив сознание, публика прохаживается, рассматривает афиши.
Джаз в филармонии не переводится в апреле будет восемь программ. Особенно любят саксофон: в десятых числах апреля ожидается Риччи Коул. А еще программу по Дж. Гершвину заготовил фортепианный дуэт Г. Пыстина и Д. Карпова. А еще на гала-концерте фестиваля «Мир виолончели» будет играть биг-бенд В. Толкачева. А еще будет «Бал джазовых выпусников» Музыкального колледжа. А еще секстет братьев Полянских
Говорят, что джаз это свобода. А еще говорят, что джаз это чувство времени.
В интересное время мы живем, однако.
«If I’m lookin’ «
Отнюдь не сильный голос у Кевина Махагони, что удивительно: в самый раз для «афро-американской авторской песни» ведь именно ей поначалу был джаз. Это позже возникли биг-бенды, диксиленды, камерный («клубный») джаз. Это потом джаз стал блестящим исполнительством, переняв классическую традицию свободной концертной импровизации, превратившую «джазовые стандарты« в способ блеснуть техникой, мыслью, идеей.
И такое ощущение, что блеск и напор квартета временами не особенно гармонировал с простотой и безыскусностью голоса Кевина Махагони, временами буквально вынуждая его использовать свой голос в качестве второго саксофона. Я бы сказал, что имитировать инструменты оркестра не самое лучшее применение человеческому голосу.
Впрочем, цирк, аттракцион обязательная составная часть шоу.
Жаль.
Пресс-конференция
Ну, не все измеряется деньгами, переводит Бутман.
Кевин говорит гораздо больше, но переводчика нет. Оно понятно: музыка не нуждается в переводе, но как коротко ответить на вопрос, что движет музыкантом? Гонорар? Новый зал? Новая публика? Новая музыка? Возможность поиграть с новым составом инструментов, с новыми или хорошо известными мелодиями?
Игорь Бутман переводит вопрос; в ответ Кевин долго, как психоаналитик поверх очков разглядывает его. Среди репортеров возникает смешок.
Ну, не все измеряется деньгами
Острые пары коньяка и обещания вернуться «Хеннесси-тур» будет продолжен и в следующем году.
Вечер, по пути домой.
Тема возвращается
Говорят, что играть джаз это как Бог на душу положит. Но чтобы Бог положил, надо лет десять по семь часов в день соображать, что к чему! Бутман не рисуется. Он заслужил право повторить это вслед за Чайковским и Дюком Эллингтоном.
Я с величайшими играл, да. Вот мечта, наверное: играть с великими на равных. И загадочно добавляет: независимо от того, известный или неизвестный